ИМЕНА
от 10 лет
Самый известный норвежский мультипликатор, человек, который не только создал целое направление и породил множество подражаний, но помимо этого, фактически открыл Норвегию на анимационной карте мира, Петр Сапегин на самом деле родился в Москве (в 1955 году). Здесь он обучался другому ремеслу, и 15 лет работал в разнообразных театрах (в том числе в «Большом») сценографом и декоратором. Его новая история началась в 1990-м году, когда он переехал в Осло и решил попробовать себя в мультипликации. Не имея ни профессионального образования за спиной, ни старших мастеров по соседству (Норвегия на тот момент и впрямь не была анимационной державой), Сапегин изобретал анимацию заново, создавая свой уникальный стиль, неповторимую манеру и технику.
В большинстве своем его фильмы сделаны из пластилина, но привычный материал работает у Сапегина разнообразно и неожиданно: то это устойчивые по форме куклы, то плоские фигуры, которые двигаются, как бумажные марионетки, то барельефы, то и вовсе картины… а иногда к пластилину возвращается его пластилиновая сущность, и он снова становится плотной и вязкой субстанцией, а фильм заставляет вспомнить про абстракции.
В общем, пластилин для Сапегина – послушный материал, который выполняет все прихоти автора. А они очень разнообразны. Яркие, бурлескные и в то же время очень лиричные и нежные, фильмы Сапегина сразу обращают на себя внимание и запоминаются надолго. Две самые признанные работы – «Однажды человек купил дом» и «Ария» - получили неисчислимое количество призов по всему миру. Обе рассказывают о любви и обе поражают редким, почти эксклюзивным сочетанием общечеловеческой пронзительности и странности, доходящей до абсурда, гротеска и рискового экспериментаторства.
Петр Сапегин говорит:
Об искусстве: «Я не принимаю этого разделения на фигуративное искусство и нефигуративное, потому что абстрактное искусство – это один из компонентов искусства фигуративного, и работая в абстракциях ты в некотором смысле занимаешься самообманом, поскольку все равно есть какая-то история, которая, возможно, не проявится на экране, но будет все равно звучать в твоей голове».
О сказках: «Если взглянуть на народные сказки, они абсолютно дохристианские, то есть они пришли из до-морального времени, и чтобы твоя история имела отношение к нашему обществу, ты не можешь просто пересказать сказку – люди не поймут, они запутаются и смутятся от того, что ты говоришь».
Петр Сапегин/Pjotr Sapegin, 1995, Норвегия
Петр Сапегин/Pjotr Sapegin, 1998, Норвегия
Петр Сапегин/Pjotr Sapegin, 1998, Норвегия
Петр Сапегин/Pjotr Sapegin, 1998, Норвегия
Петр Сапегин/Pjotr Sapegin, 2001, Норвегия/Канада
Петр Сапегин/Pjotr Sapegin, 2004, Норвегия/Канада
БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ