ѕ–ќ√–јћћџ

»ћ≈Ќј



»√ќ–№  ќ¬јЋ≈¬ (–осси€). Ћ≈“јёў»… ЌјЌ—≈Ќ


от 16 лет (69 мин 34 сек)

»горь  овалев - график; художник-постановщик; сценарист и режиссер рисованной анимации. –одилс€ в 1954 году, вместе со своим будущим соавтором и соратником јлександром “атарским вырастал и начинал работать в  иеве. ¬ 1981 году окончил ¬ысшие режиссерские курсы; с 1984 - посто€нно работает в ћоскве, на ћульттелфильме, где вокруг “атарского собираетс€ команда молодых сотрудников, известна€ в профессиональном кругу под кличкой УбаракФ (ибо неслучайно располагалась на отшибе; в оставшихс€ от строительства ќстанкино технических здани€х) и задавша€ во многом тон новейшей волне поздне- и постсоветской анимации. ≈ще в 1980 году  овалев становитс€ соавтором знаменитой и классической дл€ всего направлени€ Уѕластилиновой вороныФ, пересказывавшей хармсианские стихи Ё.”спенского в обнаженной стилистике трюковых метаморфоз, с молодой энергией и свежим пониманием природы визуальной комики. ѕри том или ином участии  овалева делаютс€ и другие характерные фильмы этого периода и направлени€: "ќбратна€ сторона луны" (1983), " рыль€, ноги и хвосты", " убик-рубик" (1985), в которых утверждалась и разрабатывалась своеобразна€ поэтика мультклоунады. ќна декларировалась как базовый эстетический принцип в новой студии "ѕилот" - едва ли не первой независимой, негосударственной киноорганизации страны, создававшейс€ на гребне перестройки и первой кооперативной волны, в 1988-89 гг.  овалев стал ее сооснователем и художественным мэтром, равно как и непосредственным учителем нескольких потоков молодых аниматоров. ¬ цикловом альманахе "Ћифт" микросюжеты режиссировали как отцы-основатели, так и дебютанты, в совместном усилии коллективно-студийного авторства отрабатыва€ жанр острого визуального анекдота.

ќднако первой официальной продукцией "ѕилота" становитс€ собственно индивидуально-авторский фильм  овалева "≈го жена курица", законченный к 1989 году; резко отличный и от студийного фирменного стил€, и вообще от национального, так сказать, "авторского канона", он сразу вызывает бурную и противоречивую реакцию профессионального сообщества и начинает собирать престижные цеховые призы. —ходна€ судьба будет ожидать и его стилистическое продолжение, за€вл€ющее дилогию, - фильм "јндрей —вислоцкий", вышедший в 1991.

¬скоре после того  овалев переезжает в Ћос-јнджелес и начинает работать на студии Klasky Csupo, где становитс€ ведущим режиссером попул€рных телесериалов: "Real Monsters", "Rugrats" (на русском телевидении шли под названием Ђќх уж эти деткиї); в 1998 с успехом выходит в кинотеатральный прокат полнометражный "Rugrats the Movie" в его со-режиссуре. ќднако при этом  овалеву удаетс€ (случай, похоже, уникальный в сегодн€шней практике), между коммерческими проектами, но в тех же услови€х "мейнстримной" студии, продолжить и работу в "авторской", или "фестивальной", анимации: "ѕтица на окне" (Bird in the Window, 1997) достраивает трилогию, начатую " урицей".   2000 г. он заканчивает еще один персональный проект - "Ћетающий Ќансен" (Flying Nansen), где уже несколько сдвигает стилевую парадигму и еще раз ее видоизмен€ет в Ђћолокеї (Milch, 2005, совместна€ продукцию студии и –оссии, сопродюсер √енрих ѕадва).

≈ще в 2002 году предпринимаетс€ своего рода промежуточный, авторско-коммерческий Ђвзрослыйї проект по культовой прозе „арльза Ѕуковского (Ђ ак люб€т мертвыеї, The Way the Dead Love), осуществленный, правда, только во флэшном интернетовском формате.

¬ 2006 году он уходит со студии (к тому времени, впрочем, почти прекратившей производство в силу различных внешних и внутренних обсто€тельств) и начинает преподавать в  алифорнийском »нституте искусств (CalArts) и вести мастер-классы по всему миру; путь и образ социализации, вполне характерный уже дл€ независимого западного художника. ѕри этом не отказываетс€ и от возникающей заказной работы: делает пилотные ролики дл€ нескольких перспективных сериалов, включа€ любопытный просветительский проект (про таблицу ћенделеева) дл€ канала Discovery при участии  алифорнийского университета в Ћос-јнжелесе (UCLA).

» студийно-серийные, и штучные авторские работы  овалева получают широкое признание и многочисленные фестивальные награды; он успел стать авторитетной и даже знаковой фигурой в современной художественной анимации - и при этом €вл€ет собой нечастый пример успешной голливудской карьеры бывшего советского или российского кинематографиста. Ёто, впрочем, не единственна€ странность "феномена  овалева", который словно бы намерено иллюстрирует относительность стандартных антитез: ¬осток/«апад, коммерческое/авторское, демократичное/элитарное, серьезное/игровое. ”веренный и бескомплексный наследник весьма различных, едва ли не взаимоисключающих традиций,  овалев примир€ет многие типические черты российско-советской и, условно говор€, западной эстетики как в "высокой", так и массовой анимации. ќн переваривает и преобразует вли€ни€ Ќорштейна и ѕ€рна, Ќазарова и Ѕоровчика, ’итрука и братьев  вей. ¬о многом отталкива€сь (вместе с “атарским) от любимых мастеров «агребской школы с их вниманием к семантике рисованного трюка и техникой "лимитированной" мультипликации (эконом€щей на пропущенных фазах и затем обыгрывающей самое усложненную дробность визуального повествовани€),  овалев скрещивает эту стилистику с подробностью и подспудным психологизмом мультипликации "полной", унаследованной советской школой еще от диснеевской классики. –езультатом становитс€ парадоксальный синтез таких, казалось бы, противоположных доминант как "психологизм" и "масочность", экзистенциальный лиризм и персонажна€ действенность, комикс и драма, движение чисто изобразительное и сугубо гэговое (комически-трюковое).

¬ основе всего здесь, как кажетс€, чисто графический жест, но всегда равно и персонажный и авторский; самое графическое движение непосредственно определ€ет сюжетное, становитс€ им, спр€мл€€ дистанции между формальным и смысловым. Ёто делает ковалевскую анимацию эстетически уникальной; и это же, похоже, затрудн€ет пр€мое чтение его фильмов. ƒалеко не сразу эти замедленно-напр€женные, острые и точные в каждой детали, но лишь полупро€вленные во внешней сюжетике, графические повествовани€ прочитываютс€ как простые в своей основе истории об одиночестве; а вс€ трилоги€ от Ђ урицыї до Ђѕтицыї - как последовательное исследование его чувственных и экзистенциальных обертонов. Ёто и есть своего рода графический экзистенциализм, со своей классической гранд-темой: неизбывность удела человеческого. ќ том же, по сути, и последующие фильмы, - на ином витке проживани€ и стилевой эволюции, более иронично-дистанцированные, но не менее напр€женные, в полу-уловимом мерцании фактуры и (пред)ощущении трагики быти€.

ћихаил √уревич

≈√ќ ∆≈Ќј  ”–»÷ј

»горь  овалев, 1989, ———–




јЌƒ–≈… —¬»—Ћќ÷ »…

»горь  овалев, 1991, ———–




ѕ“»÷ј Ќј ќ Ќ≈

»горь  овалев, 1996, —Ўј




Ћ≈“јёў»… ЌјЌ—≈Ќ

»горь  овалев, 2000, —Ўј




ћќЋќ ќ

»горь  овалев , 2005, —Ўј




30.10, суббота, 15:30,
’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌџ…
07.11, воскресенье, 18:30,  инотеатр Ђ–оланї
19.03, суббота, 20:00, ј–“-„≈–ƒј  "ƒќћј  »Ќќ"






Ѕольшой фестиваль мультфильмов


тел. +7 499 7633589
multfest@gmail.com