ПРОГРАММЫ


ТЕХНИКА

от 8 лет

Техника сыпучей анимации, которую мы вам представляем в этой программе, используется достаточно редко и у нас, и зарубежными аниматорами. Суть ее в том, что на подсвеченном стекле (это чаще всего, но иногда и на цветной подложке) художник рисует картины каким-либо порошком, и более плотно насыпанный слой дает темные «мазки», а тонкий – почти прозрачные. Часто сыпучую анимацию называют песочной (sand animation), и действительно, специальным образом просеянный песок, да еще подкрашенный, используют в этой технике чаще всего. Но с тем же успехом для нее годится любой сыпучий материал: кто-то пользуется солью, угольным и графитовым порошком, кофе, специями (такие фильмы вы увидите в нашей программе) и даже металлическим порошком. Все дело в художнике.

Программа, которую мы покажем, состоит из фильмов режиссеров, работающих в России, на Украине и в Белоруссии, хотя, разумеется, технику эту знают во всем мире. И открывает показ екатеринбургский фильм Владимира Петкевича «Сказочка про козявочку», где художником был Александр Петров, сегодняшний оскаровский лауреат, тогда еще не начавший заниматься режиссурой. Художники часто рассказывают, что сюжет фильма иногда сам выбирает свой материал: тяжелой, холодноватой солью хорошо делать снег (вы увидите его в картине Евгения Сивоконя из нашей программы), высушенной кофейной гущей – что-то более теплое (с кофе работает, к примеру, Мария Степанова), красный перец годится для огня и вообще чего-то жгучего (как в картине Натальи Антиповой «Вспыльчивый человек») и так далее. Да, сыпучая анимация действительно используется нечасто, но те, кто раз испробуют ее, потом возвращаются к ней снова и снова, находя особое удовольствие в работе с натуральными материалами. К тому же эта техника, возможности которой кажутся такими ограниченными, очень выразительна для создания настроения, в ней есть мечтательность, она дает очень нежные переходы. И лучшие картины, которые в ней сняты – не сюжетные, а импрессионистические, музыкальные и ностальгические. И настроение это так важно, что многие режиссеры не оставляют сыпучей техники даже перейдя на компьютер, обрабатывая «песок» в компьютере и совмещая его с изображением, снятым другими способами.

СКАЗОЧКА ПРО КОЗЯВОЧКУ

Владимир Петкевич, 1985, СССР



НОЧЬ ПРИШЛА

Светлана Филиппова, 1998, Россия



ЛЮЛЯКИ

Наталья Антипова, Вероника Федорова, 2003, Россия



СКАЗКИ ЛЕСА

Елена Петкевич, 1997, Беларусь



ВСПЫЛЬЧИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Наталья Антипова, 2004, Россия



TRACERY

Мария Степанова, 2000, Россия


 

ПТИЧКА «ЭТО МОЕ»

Албена Дюлгерова, 2003, Россия



ЗАСЫПЛЕТ СНЕГ ДОРОГИ

Евгений Сивоконь, 2004, Украина



ВАСАНА

Мария Степанова, 2006, Россия



ЭВЕНКИЙСКАЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Елизавета Скворцова, 2007, Россия