Международный фестиваль анимации


БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ
29 октября 2013
Увидеть Баффало Билла
Московские новости |

31 октября в Москве открывается Большой фестиваль мультфильмов. Он проходит уже в седьмой раз. Разобраться в его обширной 12-дневной программе непросто: это более 50 тематических блоков с полнометражными и короткометражными работами, ориентированными на людей с самыми разными вкусами, это лекции, мастер-классы, это уже традиционная «Фабрика мультфильмов». У фестиваля два программных директора — Дина Годер и Мария Терещенко. Мария рассказала «МН» о знаковых событиях фестиваля. Условно картины можно разделить на детские и взрослые, но многие «взрослые» фильмы можно смотреть и семьями.

Мария Терещенко, программный директор фестиваля
Актуальные программы

«Премьеры»

— Традиционно в центре внимания нашего фестиваля два блока — «Премьеры» и «Победители». Эти программы у нас на особом счету, поскольку в них мы показываем самые современные мультфильмы, фиксируя через это тенденции и тренды, те важные процессы, которые происходят с русской и зарубежной анимацией. Блок «Премьеры» состоит из четырех сборников самых новых русских мультфильмов, среди них работы Ивана Максимова, получивший много призов фильм Геллера «Маленький пруд у подножия великой стены», очень любопытный фильм Инги Коржневой «Булочка и птичка». Рядом со взрослыми фильмами много и детских или семейных работ: новые эпизоды из «Горы самоцветов», две мультазбуки и, конечно, новые короткометражки из альманаха «Зеленое яблоко». В отличие от многих русских фильмов для детей работы «Зеленого яблока» не имеют отчетливого русского акцента — они более современны, более интернациональны.

«Победители»

— Это четыре сборника мультфильмов из Франции, США, Канады, Англии и других стран. Все это призеры больших фестивалей и лауреаты крупных кинопремий, то есть действительно лучшие фильмы. Каждая из программ имеет свой акцент, свое направление.

«Игры подсознания» — это психологическое кино в современном понимании, сборник «Женские письма» — это размышления о судьбе человека, о тех преградах, с которыми приходится сталкиваться каждому из нас. «Демоны» — наиболее, что называется, актуальное кино, оно странное, оно рождает ощущение «я такого не видел», это что-то новое; а последняя «Рыба из лапши» посвящена мультфильмам, где авторы сделали акцент на форму, на технологию, на какие-то изящные или остроумные визуальные решения.

Детские программы: посмотреть мультфильмы, снять мультфильмы

— У нас будет два полнометражных фильма для детей. Один, итальянский «Пиноккио», — это очень красивая и очень близкая к тексту экранизация сказки Коллоди. Режиссер работал над фильмом десять лет, и визуально фильм получился необычайно интересным, изобретательным почти в каждом кадре.

Второй полный метр для детей, «Моя мама в Америке, она видела Баффало Билла», — современная история про шестилетнего мальчика, который идет в школу. В фильме показаны моменты его взросления, осознания реальности, отказа от фантазий и сказок. Это милый, трогательный и забавный фильм, но в то же время очень серьезный. Его будет интересно смотреть родителям и детям. Конечно, фильм отчасти грустный, и это может отпугнуть современных родителей, предпочитающих иногда ограждать детей от любых серьезных эмоций в искусстве. Но мне кажется, что такое кино заставит ребенка иначе взглянуть на какие-то вещи, задуматься о переживаниях окружающих людей и что детям важно видеть серьезные фильмы.

Две зарубежные детские программы — «Братец Зимка», предназначенная для детей помладше, и «Чудище в пруду», адресованная школьникам, — составлены из фестивальных короткометражек. В программе для малышей есть, например, своеобразная интерпретация сказки «Морозко», сделанная русским режиссером, живущим во Франции, а также нежный, тоже зимний мультфильм «Снеговик и снежный пес», сиквел знаменитой, номинированной на «Оскара» работы, и еще много маленьких остроумных фильмов, например про львенка, который издавал писк вместо рыка.

А в более взрослой программе «Чудище в пруду», названной по одноименному корейскому мультфильму, мы покажем, например, датскую «Собаку в раю». Это серьезное кино, немного, может быть, даже в духе Диккенса, поскольку там про монастырь, про сиротство, про детскую трагедию. Вообще так получилось, что фильмы этой программы рассказывают про поиск места в мире, в социуме, про одиночество и дружбу, про сохранение каких-то своих ценностей в чужом коллективе — в общем, действительно про те проблемы, с которыми сталкиваются дети в школе.

Еще у нас есть программа с говорящим названием «Утренник российских мультсериалов», а также пройдет презентация двух новых российских мультсериалов. Это «Сухарева башня» — первый наш сериал в жанре исторического фэнтези (посвященный ему праздник пройдет в Российской государственной детской библиотеке), а также «Алиса» по Киру Булычеву. Это такая долгожданная премьера, потому что и Булычев, и спецэффекты, и приключения — очень крутой проект.

Еще, конечно, есть смысл сводить детей на «Маугли», который мы показываем в честь 100-летия режиссера Романа Давыдова, — ведь это редкая возможность посмотреть фильм на не очень, но все же большом экране. Плюс для лириков и любителей природы есть чудесный сборник мультфильмов по прозе Юрия Коваля «Листобой».

Но, конечно, самое наше любимое детское мероприятие — «Фабрика мультфильмов» в Культурном центре ЗИЛ. Это образовательно-развлекательная площадка, где можно самим делать мультфильмы и оптические игрушки. На «Фабрике» параллельно проходит множество экспресс-мастер-классов, и каждый найдет что-то интересное, так что можно идти всей семьей и хоть на целый день.

Взрослые программы

Старые мультфильмы с новой музыкой, архивный блок

— У нас в этом году очень интересные архивные программы. Например, есть такой концерт с кинопоказом «Старые мультфильмы — новая музыка». Мы впервые в прошлом году попробовали этот жанр, и нам очень понравилось. На этот раз будут мультфильмы 1960-х годов, которые получат новый звук. Думаю, это будет любопытно.

Еще в «архиве» есть две программы под названием «Пропущенные фильмы 1990-х». Они посвящены картинам, которые в силу разных причин не задержались в истории. Не потому что они плохие, а потому что время было такое, сложное, не было выхода к зрителю. И сейчас самое время вспомнить про это кино. Примерно та же ситуация с двумя фильмами из зарубежной программы «Раритеты». Во-первых, это чудеснейший, странный и очень интересный польский фильм «Сказка о пирате Палемоне». Это совсем не детская и очень авангардная картина. Как, впрочем, и вторая — «Сказка о солдате и черте» по Стравинскому. Фильм был сделан знаменитейшим американским художником, карикатуристом, оформителем обложек New Yorker Р.О. Блечманом. «Сказка о солдате» получила «Эмми», и в США она считается в общем-то культовым фильмом, но у нас ее почти никто не видел. А между тем тут и потрясающая графика, и, понятно, музыка Стравинского, и очень любопытный взгляд на разные важные темы: война, культура, человеческий жизненный выбор…

Иронические фильмы о спорте и студия ToonBox

— Анимацию часто считают каким-то таким милым искусством, но на самом деле довольно много есть и хулиганских мультфильмов, и провокационных. У нас, например, есть такая программа «Мультфильмы против спорта», которая посвящена грядущей Олимпиаде. Это иронический взгляд на спорт, на спортивные состязания, на разную официозную браваду, связанную с этой сферой жизни общества.

Или вот студия ToonBox, которой мы посвящаем в этом году отдельную ретроспективу. Они тоже очень любят хулиганить: чего стоит одна их мистификация с Mr. Freeman. Это самый известный их проект, но у них еще много хорошего кино: и более детский сериал «Куми-куми», и странные такие миниатюры «Сказки-потешки», в которых разные народные сказки пересказываются за полторы минуты в необычной стилистике.

Гости фестиваля

— На БФМ всегда есть лица фестиваля — несколько гостей. И в этом году у нас просто замечательные, потрясающие гости. С российской стороны это Михаил Алдашин, который сейчас стал художественным руководителем «Союзмультфильма». Из зарубежных режиссеров это Коджи Ямамура из Японии и швейцарец Жорж Швицгебель. Ямамура — культовый автор, который фактически запустил новое дыхание авторской японской анимации. Он был первым, кто номинировался от этой страны на «Оскара» в категории «Анимация». Его успех поднял волну интереса японских режиссеров к авторскому высказыванию. И японцев вдруг как прорвало, оттуда невероятное количество пошло яркого, интересного, самобытного. И многие, кстати, новые авторы — это ученики Ямамуры, который в последние годы преподает в Токийском университете искусств. Конечно, то, что делает Ямамура, — это кино не для всех и уж точно не для детей. У него фильмы мрачные, сложные, достаточно сказать, что одна из самых известных работ — это экранизация Кафки.

Другое дело Жорж Швицгебель, он куда более жизнерадостный, хотя тоже непростой по-своему. То, что он делает, — это не привычное для зрителя повествовательное кино, а скорее живые картины, живописные, с замысловатым монтажом, с какими-то формальными играми. Чтобы смотреть такое кино, нужно специальное внимание, однако я считаю, что на Швицгебеля можно брать даже детей. Это хороший опыт — как поход в галерею.

Оба режиссера расскажут на мастер-классах о том, как делают свои фильмы. Коджи проведет только одну встречу — для широкой аудитории, а Жорж делает два мастер-класса — для зрителей и для профессионалов.

Национальные блоки и молодежная анимация

— Опять же традиционно мы делаем национальные блоки, в этом году мы сделали фокус на Израиле и Швейцарии. Плюс показываем подборки студенческих работ из других стран. В этом году — из России, Израиля, Финляндии и Тайваня. Фильмы последних двух стран предназначены для тех, кто любит что-то «интересненькое». Обе школы необычные, на любителя: финский юмор — своеобразный, а тайваньские картины изобилуют неожиданными визуальными и сюжетными решениями, далекими, например, от голливудских стандартов.

Впрочем, у нас много фильмов, далеких от этих стандартов. И есть такие удивительные работы, про которые можно часами рассказывать, настолько они необычные. Например, мультфильм «И по сей день». Он сделан по устной стихотворной импровизации канадского поэта Шейна Койчана — про школьные издевательства, которые надламывают человеку судьбу. Над фильмом работало более 80 аниматоров: каждый в своей стилистике делал несколько секунд, а потом из этих кусочков было сложено кино. Оно похоже на калейдоскоп, в нем все меняется: рисунки, куклы, абстрактное, фигуративное, а за кадром звучит очень экспрессивный голос Койчана и душераздирающий текст. Очень сильное впечатление. Другое дело, что это впечатление дается, конечно, тому зрителю, который готов его получить.

Анимация — это в каком-то смысле очень требовательное искусство. Оно много отнимает времени, сил, фантазии у своих создателей, но и от зрителя серьезное анимационное кино требует хорошего внимания, сосредоточенности, погруженности. Если оно, вот такое отношение, у человека есть, то думаю, что абсолютно в каждой нашей программе он найдет много ценного и интересного для себя.



оригинальный адрес статьи