16+
В данной программе мы покажем трилогию культового американского независимого режиссера Дона Херцфельдта: «Все будет ОК», «Я так горжусь тобой» и «Такой прекрасный день».
Первая часть этой истории - «Все будет ОК» - появилась в 2006 году и стала самым успешным среди критиков фильмом Херцфельдта на тот момент. Boston Globe назвал фильм шедевром, Boston Phoenix объявил Херцфельдта гением, а Variety включил короткометражку в список лучших фильмов 2007-го года. Однако самой яркой была реакция историка и исследователя анимации, директора фестиваля в Оттаве Криса Робинсона, который после просмотра отказался идти на банкет, предавшись размышлениям, и охарактеризовал работу как fucking genius.
Вторая часть трилогии – «Я так горжусь тобой» была закончена в 2008-м году. А третий фильм – «Такой прекрасный день» - в 2012-м. В общей сложности фильмы получили более 60 наград.
Главный их герой - персонаж по имени Билл, перекочевавший в кино из комикса Дона «Temporary Anesthetics». Его повседневная рутина, воспоминания, сны описываются в анекдотичной форме, но забавность постепенно отходит на задний план, поскольку становится ясно, что Билл, видимо, страдает от смертельного заболевания, которое все сильнее и сильнее разрушает его мозг. История поражения болезнью становится в то же время и историей выхода из замкнутого круга привычной жизни, историей расширения сознания, изменения взгляда на вещи и, в конечном итоге, историей обретения совершенно новых и куда более мощных, чем раньше, жизненных импульсов, сравнимых с буддистским просветлением.
Эта философская, страстная, глубокая история оформлена нарочито примитивно. По большей части фильм черно-белый, герои его нарисованы в стиле «палка-палка-огуречик» (Херцфельдт с гордостью говорит, что вся его анимация рукотворна), и изысканность чувствуется только в монтаже: здесь и многоэкранность, и сочетание рисованного изображения с элементами натурной съемки, и наложение одного на другое.
Где-то на стыке масштабности идеи и простоты исполнения возникает «художественный взрыв». Так один из критиков пишет: “Наступает момент, когда чувствуешь в груди нечто. Это несомненно кардио-событие, то есть такое ощущение, которое может спровоцировать великое искусство, сообщая нечто важное и несомненно истинное о человеке. И тогда ты себя спрашиваешь: неужели эти палкообразные фигурки заставляют меня это чувствовать? Да, поскольку они оказались в руках мастера. А Дон Херцфельдт для своих палкообразных фигурок – то же, что Франц Лист для черно-белых палочек-клавиш пианино».
16+
Дон Херцфельдт / Don Herzfeldt, 2006-2012, США
Из чего только сделаны мультфильмы? Из карандашей, иголок, песка, дохлых рыб, гравюр по дереву, следов ног... В общем, мультфильмы могут быть сделаны из чего угодно. В короткометражных анимационных фильмах очень часто важен не сюжет, а то, как фильм сделан. То автор использует редкую технологию, то известный метод разворачивает необычным образом, а то находит какое-то интересное, остроумное визуальное Формальные эксперименты с неформальным результатом решение, благодаря которому весь фильм выглядит цельной емкой метафорой. Для одних режиссеров подобные эксперименты – ключ к поиску средств наибольшей выразительности. Для других – просто игра. Однако неизменно бывает интересно смотреть на формальные эксперименты анимационных художников. Особенно, если понимать, в чем они заключаются.
14+
Георгий Богуславский, 2011, Россия
Джонатан Чонг / Jonathan “Dropbear” Chong, 2011, Австралия
Бернадин Сэнтистеван / Bernadine Santistevan, 2012, США
Анна Бергман и Вероника Самарцева / Anna Bergmann, Veronika Samartseva, 2011, Германия
Сюн Сунн / Xun Sun, 2011, Китай
Карло Воджеле / Carlo Vogele, 2011, Люксембург
Марина Мошкова, Татьяна Мошкова / Marina Moshkova, Tatyana Moshkova, 2012, Россия
Мишель Лемьё / Michèle Lemieux, 2012, Канада
Беньямин Мандербах, Мартин Грёцшель / Benjamin Manderbach, Martin Grötzsche, 2011, Германия
Юваль и Мерав Натан / Yuval and Merav Nathan, 2011, Израиль
В этом году мы выделили в отдельную программу самые зрительские, забавные, трогательные и увлекательные короткометражные мультфильмы последних двух-трех лет.
14+
Рейт Борц / Reut Bortz, 2012, Израиль
Хаиме Маэстро / Jaime Mestro, 2010, Испания
Беньямин Коушолт / Benjamin Kousholt, 2011, Дания
Джоди Крамер / Jody Kramer, 2010, Канада
Хуан Пабло Зарамелла / Juan Pablo Zaramella, 2010, Аргентина
Колин Леви / Colin Levi, 2010, США, Нидерланды
Эркан Боздоган / Ercan Bozdogan, 2011, Дания
Поль Александр, Дара Казамеа, Максим Казо, Ромэн Делонэй, Лоран Моннерон / Paul Alexanre, Dara Cazamea, Maxime Cazaux, Romain Delaunay, Laurent Monneron, 2010, Франция
Теа Матланд, Давид Данжен, Пьер Шомара, Бертран Авриль / Théa MATLAND, David DANGIN, Pierre CHOMARAT, Bertrand AVRIL, 2010, Франция
Томаш Бозович, Александр Казалс, Жюльен Легай, Шао Ма / Thomas BOZOVIC, Alexandre CAZALS, Julien LEGAY, Chao MA, 2011, Франция
Гислэн Аврилон / Ghislain AVRILLON, 2012, Франция
Ян Лахауэр, Торстен Лёфлер /Jan Lachauer, Thorsten Löffler, 2011, Франция
Кэйл Эткинсон / Cale Atkinson, 2012, Канада
Вивекананда Рой Гатак, Гаутам Сингх / Vivekananda Roy Ghatak, Gautam Singh, 2011, Индия
Хаиме Маэстро / Jaime Mestro, Испания
Принято считать, что современная русская анимация насквозь традиционна и боится экспериментов, особенно формальных. Тем не менее, мы считаем, что экспериментальная анимация в России есть, только она живет не в кинозалах, а в галереях. Экспериментами и провокациями в этой области сегодня занимаются художники видеоарта, использующие анимационные технологии.
Мультипликационное кино, с моей точки зрения, - это составное изображение, которое возникает как реакция на покадровую запись. Для современного художника - мультипликация не столько прием, сколько отражение возможностей методов взаимодействия с тканью изображения. Составляется сознательная оппозиция классическому видео и экспериментальному изображению. Наивное взаимодействие с анимационной структурой позволяет художнику провозгласить абсолютную идею произведения в эпоху коллажной мультипликации о том, что именно смежное изображение является системой координат для новой образности.
Представленные в программе художники работают с анимацией, точнее анимационным образом, достаточно последовательно. Ольга и Александр Флоренские рассматривают анимацию как язык наивного изображения. Петр Жуков, наоборот, увлечен деконструкцией картинки - его короткие фразы, набранные из социальных сетей, сформированы как определенная живописная структура. Маша Ша вводит в документальное изображение элементы анимации и работает с ними как с визуальными фразами. Группа "Провмыза" (Галина Мызникова и Сергей Проворов) рассматривает пленку как материал для мультипликационных экспериментов, акустическая анимация Олега Елагина вводит элемент визуальной деконструкции. Марина Черникова последовательным линейным монтажом воспроизводит идею анимации, Алексей Булдаков работает с авангардным образом и стирает его до уровня обывательского отношения (для него анимация - форма особого взаимодействия со зрителем), Дмитрий Трофимов пользуется академическим представлением о том, чем может являться анимация и предлагает рассмотреть пейзаж через открытку путешественника. Это открытое зрение позволяет художникам использовать анимацию в качестве открытой изобразительной системы.
Карина Караева, начальник отдела кино и видеоарта Государственного центра современного искусства
18+
Борис Казаков, 1998, Россия
Александр и Ольга Флоренские, 2003, Россия
Юлия Застава, 2010, Россия
Юлия Застава, 2009, Россия
Алексей Булдаков, 2008, Россия
Дмитрий Трофимов, 2007, Россия
Марина Черникова, 2007, Россия
Андрей Суздалев, 2012, Россия
группа «Провмыза» (Галина Мызникова, Сергей Проворов), 1995, Россия
Группа «Провмыза» (Галина Мызникова, Сергей Проворов), 1995, Россия
В этом году мы во второй раз проводим наш Утренник мультсериалов с какао и булочкой. Это снова четыре часа самых новых серий из современных детских телесериалов от знаменитых, как «Смешарики» или «Маша и медведь» до совсем новых, как «Летающие звери», премьера которых пройдет на нашем фестивале. Наш утренник – это
настоящий детский рай: по одному билету вы можете смотреть мультики все четыре часа подряд, а также получить бесплатную чашку какао и булочку. Не забудьте, программы располагаются по возрастам: первый час начинается с фильмов для самых маленьких, а последний час утренника интереснее школьникам. И голосуйте за свои любимые сериалы!
Лучшие короткометражные мультфильмы разных времен, рассказывающие о царстве мертвых и прочих ужасах.
18+
Джек Нэйл , 2006, Великобритания
Алан Смит, Адам Фаукс / Alan Smith, Adam Faulkes, 2008, Великобритания
Антон Дьяков, 2012, Россия
Анна Хамфриз / Anna Humphries, 2012, Великобритания
Тим Вайман, Том Брахт / Tim Weimann, Tom Bracht, 2006, Германия
Джон Шнэлл / John Schnall, 1988, США
Кен Тёрнер / Ken Turner, 2012, Канада
Рене Кастилло / René Castillo, 2001, Мексика
Кен Тёрнер / Ken Turner, 2006, Канада
Тайлер Хэм / Tyler Ham, 2010, США
Андрей Бахурин / Andrey Bakhurin, 2005, Россия
Кен Тёрнер / Ken Turner, 2007, Канада
Сет Уоткинс / Seth Watkins, 2011, Великобритания
В последние годы независимые художники и небольшие студии, пытаясь угнаться за анимацией больших экранов, начали экспериментировать со стереоскопической проекцией. Пока таких работ немного, однако они уже появились и, очевидно, с каждым годом их будет становиться все больше.
Задумываются студии и о переводе в 3D старых работ. Впереди других - Национальный Киносовет Канады, который недавно под руководством продюсера Марка Бертрана запустил проект по переводу некоторых своих короткометражек в стереоскопическую проекцию. Большую часть данной программы составят работы, получившиеся в результате этого эксперимента.
Помимо фильмов NFB мы покажем еще два фильма – французско-нидерландскую «Погоню» и немецкую «Гордость фламинго».
14+
Томер Эшед/Tomer Eshed, 2011
Мунро Фергюсон / Munro Ferguson, 2003, Канада
Теодор Ушев / Theodore Ushev, 2008, Канада
Теодор Ушев / Theodore Ushev, 2005, Канада
Жан-Франсуа Пульйо / Jean-François Pouliot, 2008, Канада
Никола Лемэй / Nicola Lemay, 2011, Канада
Филипп Бейлок / Philippe Baylaucq, 2011, Канада
Адриаан Локман / Adriaan Lokman, 2011, Франция, Нидерланды,
Программу лучших немецких детских мультфильмов нулевых годов собрали для московских маленьких зрителей наши друзья с немецкого фестиваля Kuki. Kuki festival – это и фестиваль короткометражных фильмов для детей и подростков, проходящий ежегодно в Берлине. Так что организаторы знают толк в этом жанре лучше, чем кто бы то ни было!
4+
Гил Алкабец / Gil Alkabetz, 2009, Германия
Даниэль Файгле / Daniel Faigle, 2006, Германия
Фелицитас Хайденрайх / Felicitas Heidenreich, 2005, Германия
Йюрген Хас / Jürgen Haas, 2008, Германия
Иоганнес Вайланд, Уве Хайдшёттер / Johannes Weiland, Uwe Heidschötter, 2009, Германия
Маркус Кемпкен / Markus Kempken, 2008, Германия
Клаус Моршхойзер / Klaus Morschheuser, 2002, Германия
Карстен Кийлерих / Karsten Kiilerich, 2007, Германия
БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ