Международный фестиваль анимации


БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ

Имена

МОСКВА 2013

Ретроспективы фильмов и встречи с известными режиссерами: Михаил Алдашин (Россия), Коджи Ямамура (Япония), Жорж Швицгебель (Швейцария).

ПрограммаМихаил Алдашин. Рождество и другие

Михаил Алдашин – один из самых известных режиссеров анимации в постсоветском поколении, художник, сценарист, продюсер, участвовавший в самых неожиданных проектах. С американцами он снимал сериалы и рекламу, с японцами – работал над трогательным по бережности воссозданием качановского «Чебурашки» в полном метре, в России был одним из авторов и творческим продюсером загадочного и грандиозного «Московского анимационного проекта» (Optimusmundus) - не имеющей аналогов коллективной работе лучших отечественных аниматоров к 850-летию столицы, которую, к сожалению, почти никто не видел. Но самое главное – Алдашин был и остался режиссером авторского кино, известного далеко за пределами России (в этом году в профессиональном клубе фестиваля Аннеси стулья были надписаны именами знаменитых режиссеров и на одном из них значилось: Aldashin). И если можно в постсоветские годы, когда зрители не видят и не знают отечественной анимации, вообще говорить о культовом кино, - то Алдашин, в самое неподходящее время, в середине 90-х, снял такой фильм – «Рождество». И этот фильм очень многое сказал своим впавшим в отчаянье современникам о надежде и вере, о том, что плохие времена преходящи, и о том, что несмотря ни на что мы остаемся людьми. Алдашин учился во ВГИКе на художника игрового кино, но анимация затянула - так он оказался на Высших режиссерских курсах в их лучшее время, одним из лидеров «золотого» набора, выпустившегося в 1989-м, вместе с Иваном Максимовым, Александром Петровым, Михаилом Тумелей. Только один фильм Алдашин успел снять в советское время – ироничную и лирическую северную сказку «Келе» о чудовище, полюбившем музыку. Но выбранная режиссером наивность и вместе с тем условность рисунка, похожего на наскальные изображения или северную резьбу по кости, - много значили в его дальнейшей судьбе. Потом была легендарная студия «Пилот» - там он снял смешные анекдоты «Пумс» и «Охотник», а вслед за ними лукаво-философскую и декоративную «Обратную сторону» о полной трагизма жизни червяка. А когда с анимацией в стране дела стали плохи, вдруг бросил ее, поехал работать в Америку, стал рекламщиком и продюсером, но почему-то вернулся и сам, без всяких студий, вернее, назвав собственную студию именем «Mishka», снял свой лучший фильм, до сих пор остающийся среди главных картин постсоветских лет – мудрое и наивное «Рождество». В нем история рождения божественного младенца у рыжей девушки и простодушного бородатого плотника, оказывается полной нежных и очень человеческих деталей. А наивность рисунка помогает соединить интимность события с его торжественностью. Он возвратился на «Пилот» - снял уморительных «Букашек», вошедших в европейскую копилку «самых смешных мультфильмов» и лубочную сказку «Про Ивана-дурака» в духе картонного театрика. Снова ушел и долго молчал – рисовал картины, такие же лукаво-наивные, витальные, как его фильмы, и полные горячего солнца родного Туапсе. А потом вдруг вернулся и сделал на «Пилоте» трагическую горскую сказку про неизбежность и благодать смерти – «Бессмертный», фильм, похожий на книжку, где яркая, почти детская живопись следует по стопам за печальным рассказом. Фильм этот получил Гран-при последнего Суздальского фестиваля, а сам Алдашин уже стал худруком легендарного, но совсем развалившегося Союзмультфильма – и принес туда свой продюсерский и режиссерский талант, преподавательский опыт и желание сделать действительно что-то новое и настоящее.

БУКАШКИ

Михаил Алдашин, 2002, Россия

ПРО ИВАНА-ДУРАКА

Михаил Алдашин, 2004, Россия

РОЖДЕСТВО

Михаил Алдашин, 1996, Россия

ДРУГАЯ СТОРОНА

Михаил Алдашин, 1993, Россия

ПУМС

Михаил Алдашин, 1990, СССР

ОХОТНИК

Михаил Алдашин, 1991, Россия

БЕССМЕРТНЫЙ

Михаил Алдашин, 2013, Россия

КЕЛЕ

Михаил Алдашин, ПеэпПедмансон,, 1988, Россия

Программа«78 оборотов» Жоржа Швицгебеля

Программа«Голова-гора» Коджи Ямамуры

Эстетика фильмов Коджи Ямамуры, по его собственному признанию, сформировалась под влиянием работ Ишу Пателя и Игоря Ковалева. Наполненные сюрреалистическими, зачастую мрачными образами, его картины исследуют алогизмы бытия: они наполнены кафкианским абсурдизмом и обращают взор зрителя к непредсказуемому, сумбурному хаосу, который скрывается под привычной тканью мира. Привычные понятия теряют в фильмах Ямамуры свою устойчивость, герои «плывут» на экране, меняя размеры, формы, пропорции, время распадается на кадры майбриджского эксперимента или растекается, подобно часам Дали, западная и восточная культуры, прошлое, будущее и настоящее замыкаются в круге, слипаются в состоянии странного симбиоза, порождая новых чудовищ и призраков – новые кошмары человечества, которое, кажется, согласно Ямамуре, потерялось во времени и пространстве, и теперь, не способное очнуться от бесконечного страшного сна, бесконечно ныряет, подобно жадине из «Головы-горы» в колодец на собственной голове.

Коджи Ямамура родился 4 июня 1964 года в Японии, получил образование в Токийском Университете Зокей, а в 1993 создал собственную студию Yamamura Animation. Параллельно с анимацией для ТВ Ямамура несколько лет подряд в свободное от заказов время работал над собственным авторским проектом «Голова-гора» (Mt. Head). Завершенный в 2002-м году мультфильм о человеке с вишневым деревом на голове стал первым японским короткометражным мультфильмом, номинированным на премию «Оскар». Помимо почетной номинации фильм «Голова-гора» получил множество призов, в том числе 6 высших наград (гран-при Аннеси, Загребе и Оттаве). Последующие фильмы Ямамуры – «Старый крокодил», ««Сельский врач» Франца Кафки», «Струны Майбриджа» также имели широкий фестивальный успех, принеся Ямамуре полную коллекцию гран-при от всех важнейших анимационных фестивалей.

Один из самых интересных анимационных художников современности в последние годы Ямамура осуществляет также плодотворную преподавательскую деятельность. С 2008-го года он ведет анимацию в Токийском университете искусств, и за пять лет воспитал уже несколько десятков ярких студентов, продолжающих его традицию.

Струны Майбриджа/ Muybridge's Strings

Коджи Ямамура / Koji Yamamura, 2011, Япония/Канада

ГОЛОВА-ГОРА / MOUNT HEAD

Коджи Ямамура/Koji Yamamura, 2012, Япония

СТАРЫЙ КРОКОДИЛ/ THE OLD CROCODILE

Коджи Ямамура/Koji Yamamura, 2005, Япония

МЕТАФИЗИКА РЕБЕНКА / A CHILD’S METAPHYSICS

Коджи Ямамура/Koji Yamamura, 2007, Япония