Международный фестиваль анимации


БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ

АРХИВ

МОСКВА 2009

РАННИЕ ФИЛЬМЫ УОЛТА ДИСНЕЯ (США). "ПАРОХОДИК ВИЛЛИ"

Сегодня имя Уолта Диснея ассоциируется с огромной империей, владеющей парками аттракционов, выпускающей игрушки и красивые тетрадки и, в том числе, снимающей хитовые мультфильмы… Редко кто вспоминает о том, как все начиналось – о том, кем, собственно, был Уолт Дисней. Между тем, Дисней был настоящим олицетворением «американской мечты»: самородок, авантюрист, человек не богатый и не влиятельный, он создал свое кино-царство с нуля – и не только в финансовом смысле. Его первые фильмы – несколько разрозненных историй и сериал про девочку Алису, в котором использовалось сочетание игрового кинематографа и анимации – были созданы в самом начале 1920-х годов, когда анимация еще только начинала себя осознавать как вид искусства. Каждая работа была прорывом и свершением. Каждый фильм осуществлялся на грани фола.

Дисней одним из первых увидел преимущества звукового кино. Пока многие режиссеры считали, что звук в кинематографе – это временная мода, Дисней поставил буквально все на возможность озвучивать свои фильмы – и сделал первый в истории звуковой мультфильм «Пароходик Вилли». Вскоре к звуку прибавился цвет – и уже в начале 1930-х его студия стала выпускать музыкальные цветные «Наивные симфонии», которые так мастерски исполнены, что способны конкурировать с лучшей современной анимационной продукцией. Разумеется, изготовление подобных фильмов обходилось очень дорого. Неоправданно дорого. Однако Дисней никогда не экономил – и это видно по его работам: в кадре постоянно присутствует множество персонажей, все движется, и каждое движение тщательно продумано. Почти невероятным кажется, чтобы в середине 1930-х, без всякого компьютера был сделан «Ноев ковчег» с его безумными массовыми сценами. А сколько пришлось ломать голову Диснеевским художникам, чтобы создать такие спецэффекты, как в фильме «Винкен, Блинкен и Нод»?

Но, конечно, все эти достижения малого бы стоили, если бы не Диснеевский талант… художника? режиссера? С конца 1920-х Дисней уже редко сам рисует или режиссирует фильмы. Свою деятельность на студии он сравнивал с трудом бабочки, которая опыляет цветы. Всю фактическую работу осуществляли другие – и все же Диснеевские фильмы все равно оставались именно его фильмами – выразительными, яркими, увлекательными, полными абсурда и потрясающего юмора.