Большой фестиваль мультфильмов

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

МОСКВА 2010

ЧЕХОВСКИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ

Мультфильмы по произведениям Антона Павловича Чехова снимают не часто, так что большую часть нашей программы составляет цикл «Рассказы Чехова», заказанный разным режиссерам специально к нынешнему юбилейному году студией «Мастер-фильм». Но начнем мы все-таки с более ранних картин. Большинство знает знаменитую получасовую «Каштанку» снятую в диснеевском духе в 1952-м году классиком советской анимации Михаилом Цехановским. Но мы в юбилейную программу поставили более позднюю экранизацию этой повести, сделанную Натальей Орловой, и сопроводили ее насмешливым современным мульт-послесловием Елены Шараповой. Пожалуй, самый знаменитый и увенчанный призами фильм чеховской подборки – акварельный «Очумелов» Алексея Демина, нарисованный как будто на обрывках бумаги и озвученный голосом самого Игоря Ильинского, собранным режиссером из множества записей замечательного актера. А в новом чеховском цикле есть и насмешливая осовремененная история, снятая авторами комиксов Хихусом и Комардиным в своей очень узнаваемой манере. И уже успевший получить множество наград фильм «Беззаконие», его авторы - режиссер Наталья Мальгина в тандеме со знаменитым книжным художником Игорем Олейниковым.

РАЙ Социальная анимация

В авторской анимации фильмы, посвященные острым, злободневным темам или просто касающиеся социальных проблем, – чрезвычайно многочисленны, в отличие от картин для детей, которых в мировом арт-хаусе почти не снимают. Эта ситуация прямо противоположна тому, что принято в российской анимации. Самое большое количество социального и жестко критического кино снимают молодые режиссеры, студенты и выпускники мировых киношкол: притчи и фильмы-метафоры, связанные с тоталитаризмом, несвободой, рутинной жизнью и однообразной работой, консюмеризмом, властью денег и рекламы и т.д. снимает молодежь по всему миру. Эти обобщенные сюжеты в фильмах-антиутопиях кажутся молодым режиссерам не только злободневными, но и продуктивными с точки зрения пластики - таким образом снято огромное количество эффектных картин с выразительными движениями масс людей, похожих на механизмы. Но в нашей программе мы решили почти совсем отказаться от масштабных и мрачных анитутопий, а сделать подборку из снятых в последние годы социальных фильмов, как можно более разнообразных: по жанрам и сюжетам, снятых молодыми и мастерами, в разных техниках и с самыми разными пластическими решениями, часто парадоксальными и остроумными.

ГОРОД ПЛЫВЕТ Документальная анимация

Сама по себе реальность в том или ином виде в анимации использовалась давно, главным образом это были записанные разговоры, которые потом включались в звуковой ряд фильма. Они вдохновляли создателей на какой-то сюжет (как супругов Хабли, записывавших голоса своих детей) или, наоборот, парадоксальным образом сталкивались с изображением, высекая неожиданный эффект. В сущности, тогда документальность была просто одним из художественных приемов. Как особое продуктивное направление в анимации это жанр сложился не так давно, вместе с новым интересом к документальности в других видах искусства, в частности документальному кино, мокьюментари, документальному театру и т.д. Отчетливо этот тренд обозначился два года назад, после успеха картины об израильской операции в Ливане «Вальс с Баширом», снятой в стилистике документального телефильма. И теперь документальность – не просто один из приемов анимации, а предмет разговора для нее, повод, средство, цель и многое другое. Чаще всего авторы документальной анимации тоже отталкиваются от голоса (в большинстве случаев это специально для фильма взятые интервью), но и в изображении нередко используется так или иначе препарированная реальность.

В нашей подборке шесть фильмов, снятых в разных странах в принципиально различной манере и, что важно, принципиально по-разному работающие с документальным материалом, где-то оставляя его живым свидетельством, усиленным с помощью анимации, где-то строя с помощью документов лирическую историю, где-то создавая масштабный обобщенный образ.

НОЧЬ НЕМЕЦКОЙ АНИМАЦИИ

На ночном нон-стоп показе немецкой анимации Гёте-институт и "Большой Фестиваль Мультфильмов" представляют лучшие анимационные фильмы, снятые в Германии в 2000-2007 годах. После долгого анимационного междуцарствия, происходившего в середине XX века, к концу столетия Германия вернула себе славу великой анимационной державы. И в XXI век она вступила как один из лидеров в области авторской и экспериментальной анимации. В программе представлены как работы признанных немецких мастеров – Вук Евремович, Раймунд Крамм, Гил Алкабец, Андреас Хюкаде, так и работы молодых режиссеров, выпускников ведущих немецких киношкол.