ПРОГРАММЫ


МОСКВА 2010

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА


ЧЕХОВСКИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ

Мультфильмы по произведениям Антона Павловича Чехова снимают не часто, так что большую часть нашей программы составляет цикл «Рассказы Чехова», заказанный разным режиссерам специально к нынешнему юбилейному году студией «Мастер-фильм». Но начнем мы все-таки с более ранних картин. Большинство знает знаменитую получасовую «Каштанку» снятую в диснеевском духе в 1952-м году классиком советской анимации Михаилом Цехановским. Но мы в юбилейную программу поставили более позднюю экранизацию этой повести, сделанную Натальей Орловой, и сопроводили ее насмешливым современным мульт-послесловием Елены Шараповой. Пожалуй, самый знаменитый и увенчанный призами фильм чеховской подборки – акварельный «Очумелов» Алексея Демина, нарисованный как будто на обрывках бумаги и озвученный голосом самого Игоря Ильинского, собранным режиссером из множества записей замечательного актера. А в новом чеховском цикле есть и насмешливая осовремененная история, снятая авторами комиксов Хихусом и Комардиным в своей очень узнаваемой манере. И уже успевший получить множество наград фильм «Беззаконие», его авторы - режиссер Наталья Мальгина в тандеме со знаменитым книжным художником Игорем Олейниковым.




РАЙ Социальная анимация

В авторской анимации фильмы, посвященные острым, злободневным темам или просто касающиеся социальных проблем, – чрезвычайно многочисленны, в отличие от картин для детей, которых в мировом арт-хаусе почти не снимают. Эта ситуация прямо противоположна тому, что принято в российской анимации. Самое большое количество социального и жестко критического кино снимают молодые режиссеры, студенты и выпускники мировых киношкол: притчи и фильмы-метафоры, связанные с тоталитаризмом, несвободой, рутинной жизнью и однообразной работой, консюмеризмом, властью денег и рекламы и т.д. снимает молодежь по всему миру. Эти обобщенные сюжеты в фильмах-антиутопиях кажутся молодым режиссерам не только злободневными, но и продуктивными с точки зрения пластики - таким образом снято огромное количество эффектных картин с выразительными движениями масс людей, похожих на механизмы. Но в нашей программе мы решили почти совсем отказаться от масштабных и мрачных анитутопий, а сделать подборку из снятых в последние годы социальных фильмов, как можно более разнообразных: по жанрам и сюжетам, снятых молодыми и мастерами, в разных техниках и с самыми разными пластическими решениями, часто парадоксальными и остроумными.




ГОРОД ПЛЫВЕТ Документальная анимация

Сама по себе реальность в том или ином виде в анимации использовалась давно, главным образом это были записанные разговоры, которые потом включались в звуковой ряд фильма. Они вдохновляли создателей на какой-то сюжет (как супругов Хабли, записывавших голоса своих детей) или, наоборот, парадоксальным образом сталкивались с изображением, высекая неожиданный эффект. В сущности, тогда документальность была просто одним из художественных приемов. Как особое продуктивное направление в анимации это жанр сложился не так давно, вместе с новым интересом к документальности в других видах искусства, в частности документальному кино, мокьюментари, документальному театру и т.д. Отчетливо этот тренд обозначился два года назад, после успеха картины об израильской операции в Ливане «Вальс с Баширом», снятой в стилистике документального телефильма. И теперь документальность – не просто один из приемов анимации, а предмет разговора для нее, повод, средство, цель и многое другое. Чаще всего авторы документальной анимации тоже отталкиваются от голоса (в большинстве случаев это специально для фильма взятые интервью), но и в изображении нередко используется так или иначе препарированная реальность.

В нашей подборке шесть фильмов, снятых в разных странах в принципиально различной манере и, что важно, принципиально по-разному работающие с документальным материалом, где-то оставляя его живым свидетельством, усиленным с помощью анимации, где-то строя с помощью документов лирическую историю, где-то создавая масштабный обобщенный образ.




НОЧЬ НЕМЕЦКОЙ АНИМАЦИИ

На ночном нон-стоп показе немецкой анимации Гёте-институт и "Большой Фестиваль Мультфильмов" представляют лучшие анимационные фильмы, снятые в Германии в 2000-2007 годах. После долгого анимационного междуцарствия, происходившего в середине XX века, к концу столетия Германия вернула себе славу великой анимационной державы. И в XXI век она вступила как один из лидеров в области авторской и экспериментальной анимации. В программе представлены как работы признанных немецких мастеров – Вук Евремович, Раймунд Крамм, Гил Алкабец, Андреас Хюкаде, так и работы молодых режиссеров, выпускников ведущих немецких киношкол.