Международный фестиваль анимации


БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ

Победители

МОСКВА 2013

Традиционно в блоке «Победители» БФМ представляет подборку зарубежных фильмов, получивших за минувший год важные призы и награды, обративших на себя наибольшее внимание международного анимационного сообщества. 4 программы «Победителей» составили обладатели кристаллов Аннеси, призов анимационных фестивалей в Оттаве и Хиросиме, номинанты на «Оскара», «Энни», панъевропейскую премию Cartoon D’Or и множество других признанных анимационных фильмов. Как всегда, на показах будет проводиться зри- тельское анкетирование, по результатам которого будут присуждены призы БФМ.

Игры подсознания

Минувший год принес целую обойму мультфильмов, авторы которых пытаются по-новому взглянуть на внутренний мир человека и на бессознательные драйвы человечества в целом. В нескольких мультфильмах подсознание само по себе становится местом действия, авторы других, будто пренебрегая органикой анимационного кино, стремятся заставить своих героев играть тоньше и искуснее, чем живые актеры, третьи же художники озадачены исследованием общественного организма в его совокупности с присущими ему коллективными стремлениями и архетипами.

Женские письма

Если для философской или социальной анимации ХХ века было характерно стремление к обобщениям, выведениям универсальных правил, то сегодняшних художников все больше интересуют частные ситуации. Вот человек, больной альцгеймером, вот женщина, в 9-й раз, сдающая экзамен по вождению, вот особенный ребенок и его мать… Каждая судьба индивидуальна, как неповторимы и предлагаемые ею испытания. Но стоит присмотреться к галерее разных судеб, и обнаруживаются все те же вечные и неизменные желания, управляемые людьми: жить, любить, быть счастливым.

Рыба из лапши

Когда-то на заре кинематографа покадровую съемку часто применяли для создания кино-трюков. Так в немецком языке, например, анимационные фильмы так и называются – «трюковыми». Сегодня обмануть кинозрителя все сложнее, и все же некоторым режиссерам до сих пор удается создать экранное волшебство, так что невольно задаешься вопросом «как это сделано?» или хотя бы изумляешься «как же хорошо это сделано!».

Демоны

Анимационные фестивали имеют свои традиции, определенные каноны и критерии, во многом отличные от канонов и критериев кинофестивалей. Нередко случается и так, что самые признанные в анимационном мире фильмы не находят отклика на смешанных смотрах и наоборот. В данной программе представлены анимационные работы, оказавшиеся в фокусе внимания больших кинофестивалей, таких как Санденс, Slamdance, Future Shorts, фестиваль в Оберхаузене. А также наиболее экспериментальных анимационных фестивалей – Голландского анимационного фестиваля в Утрехте и смотра в Оттаве, стремящихся расширить представления об анимации и рассматривающих мультипликационное кино в контексте современного искусства. Некоторые из представленных работ существуют на грани анимации и видео-арта или экспериментального кино, другие сочетают на грани фола анимационную технологию с повествовательностью неанимационного толка, одним словом, так или иначе эти фильмы нарушают привычные представления о том, что есть анимация и зачем она нужна.