Международный фестиваль анимации


БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ

Архив

КРАСНОЯРСК 2014

Рубеж 1990-х годов для отечественной анимации – удивительное время. С одной стороны, уже нет цензуры, власти не до искусства. С другой стороны, нет и зрителей – по телевизору и в кинотеатрах отечественные мультфильмы показывать перестали, а фестивалей в сегодняшнем понимании, пока нет. Студии – прежде всего Союзмультфильм и Союзтелефильм, – еще активно работают, не снижая оборотов, но фильмы, которые они снимают, будто бы падают в черную дыру, их почти никто не видит. А между тем, фильмы, снятые в это странное время и пропущенные публикой, – уникальны. Анимация в это время совсем перестала быть детской, ни до этого, ни после, в России не снималось столько фильмов, осмысляющих болезненную историю страны и ее сегодняшнюю трудную жизнь, картин мрачных, сложных, саркастических.

Пропущенные фильмы 90-х. Карманник

Рубеж 1990-х годов для отечественной анимации – удивительное время. С одной стороны, уже нет цензуры, власти не до искусства. С другой стороны, нет и зрителей - по телевизору и в кинотеатрах отечественные мультфильмы показывать перестали, а фестивалей в сегодняшнем понимании, пока нет. Студии – прежде всего Союзмультфильм и Союзтелефильм, - еще активно работают, не снижая оборотов, но фильмы, которые они снимают, будто бы падают в черную дыру, их почти никто не видит. А между тем, фильмы, снятые в это странное время и пропущенные публикой, - уникальны. Анимация в это время совсем перестала быть детской, ни до этого, ни после, в России не снималось столько фильмов, осмысляющих болезненную историю страны и ее сегодняшнюю трудную жизнь, картин мрачных, сложных, саркастических. Кажется, даже колорит наших мультфильмов в это время изменился. Так велика была усталость от развеселого и яркого детского кино советских времен, что теперь все фильмы будто бы потеряли цвет: стали почти монохромными, серо-коричневыми. В этом смысле отечественная мультипликация шла в ногу с другими искусствами, вырвавшимися на свободу из советской клетки, но ей было куда сложнее: в традиционных техниках, с которыми работали наши аниматоры, короткий фильм снимать очень долго, и всегда есть шанс, что к концу съемки картина, связанная с меняющейся современностью, морально устареет. Режиссеры пытались говорить иносказаниями - снимали притчи, фантастику, лубок, сочиняли сказки для взрослых и пользовались парадоксальными ходами сюрреализма и абсурда – недаром одним из самых любимых авторов этого времени был Хармс, чувствовавший алогизм жизни. Большой фестиваль мультфильмов начинает долгоиграющий проект «Пропущенное кино 90-х» с показа фильмов 1990-го года. Мы выбрали самые показательные мультфильмы для этого времени, отказываясь от немногочисленных хитов (как, например, «Серый волк и Красная Шапочка» Гарри Бардина). Получилось целых две программы настоящих редкостей.