ПРОГРАММЫ


Москва 2016

Александр Петров (Россия)

Наконец-то в этом году главным героем Большого фестиваля мультфильмов станет один из самых знаменитых в мире российских режиссеров анимации Александр Петров. С тех пор, как в 1989-м году вышел его режиссерский дебют - «Корова» по Андрею Платонову - нет в мире большого фестиваля, где Петрова бы не наградили. Фестивали в Анси, Оттаве, Загребе, Хиросиме, Берлинале, русская «Ника» и госпремии России, наконец, четыре номинации на «Оскар» за «Корову», «Русалку», «Мою любовь» и, конечно, «Старика и море», который в итоге главную награду Американской киноакадемии получил.

Александр Петров окончил ВГИК как художник, а потом учился режиссуре на московских Высших курсах сценаристов и режиссеров у Федора Хитрука, Юрия Норштейна и Эдуарда Назарова на знаменитом «золотом курсе», давшем отечественной анимации много талантов. Свои первые фильмы он снимал, как художник на легендарной Свердловской студии с режиссерами Владимиром Петкевичем и Алексеем Караевым. Начав снимать авторские фильмы как режиссер, он оставался на них художником-постановщиком и нашел свою собственную уникальную манеру в редкой технике «ожившей живописи», рисуя маслом на стекле под камерой прямо пальцами и меняя изображение, пока краски еще сырые. Так получалось, что каждый кадр – готовая картина, существует всего лишь мгновение, пока не превратится в следующий. Широкая живописная манера Петрова в традициях русской реалистической живописи XIX века, соединенная с удивительным чувством движения, поражает профессионалов и зрителей все эти годы и, конечно, смотреть фильмы Петрова надо на большом экране. Хемингуэевского «Старика и море» режиссер снимал в Канаде даже для гигантского экрана IMAX и невероятно было увидеть тонны пронизанной солнцем воды, обрушивающейся прямо на зрителя, стремительные взлеты в небо и мгновенное погружение в морскую глубину вместе с рыбами на экране «высотой с семиэтажный дом».

Мы составили ретроспективу Александра Петрова из двух программ. Первая называется «Корова» - это ранние фильмы. Начиная с тех, где Петров выступал, как художник: взявшего много важных призов дипломного фильма Владимира Петкевича «Ночь», тоже по Андрею Платонову, и детскими картинами по Мамину-Сибиряку и Доктору Сьюзу. И заканчивая первыми режиссерскими опытами: курсовой работой «Марафон», снятой вместе с Михаилом Тумелей к юбилею диснеевского Микки Мауса, пронзительной дипломной «Коровы». И дебютом по Достоевскому «Сон смешного человека» - грандиозным, болезненным двадцатиминутным фильмом, где по ходу картины реалистическая манера Петрова трансформируется в резкую, экспрессионистскую, напоминающую скорее о Гойе. Вторая часть ретроспективы называется «Старик и море» и состоит из трех зрелых фильмов мастера, собственно, фильма по Хемингуэю, сказочной и драматичной «Русалки» и картины «Моя любовь» по роману Ивана Шмелева о подростковом томлении.

КОРОВА

12+/64 мин




СТАРИК И МОРЕ

16+/61 мин