Международный фестиваль анимации


БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ

СТУДИИ

МОСКВА 2009

«А-ФИЛЬМ» (Россия). Часть 1

от 12 лет

Екатеринбургская студия анимации А-фильм, хотя существует не так давно и не имеет большого объема производства, сегодня считается одной из самых уважаемых в отечественной анимации. В первую очередь она знаменита уникальными авторскими мультфильмами, которые получают призы по всему миру.

Происхождение «А-фильм» ведет от Свердловской киностудии, на которой снимали мультфильмы еще с середины 70-х годов. В начале 80-х туда пришло новое поколение режиссеров и художников анимации: Владимир Петкевич, Алексей Караев, Сергей Айнутдинов, Оксана Черкасова, Александр Петров (впоследствии ставший оскаровским лауреатом). Позже, в перестроечном 1989-м году было создано самостоятельное Творческо-производственное объединение художественной мультипликации Свердловской киностудии, где и стала работать большая часть екатеринбургских аниматоров. А уже в 2000-м году «объединение» стало самостоятельным и назвало себя «А-фильм».

На фестивале мы покажем ретроспективу «А-фильма» в двух частях. В первой части будут самые главные имена студии, пока она еще называлась ТПО художественной мультипликации. Валерий Фомин с лукавой кукольной историей про деда Евлампия и его сыновей, Оксана Черкасова с «пушкинским» фильмом, Алексей Караев с байкой про фельдмаршала Пулькина в духе врак Мюнхгаузена. В эти же годы дебютирует новое поколение режиссеров, до того известных на студии как великолепные художники. Андрей Золотухин и Валентин Ольшванг снимают свои первые фильмы по сценариям рано умершей Надежды Кожушаной, работавшей и с Оксаной Черкасовой. Полные любви и внутреннего драматизма детские воспоминания Андрея Золотухина в фильме «Бабушка» и основанная на детской страшилке «Розовая кукла» Валентина Ольшванга, где в фантазиях девочки страхи смешиваются с ревностью и любовью к матери, сразу становятся знамениты. Оба дебютанта сами остаются художниками своих фильмов и часто выбирают редкую технику «ожившей живописи» (масло по стеклу), которая прославила начинавшего в том же Екатеринбурге Александра Петрова. Тогда же фестивали замечают и фильм молодой англичанки Люси Ли «Птица становится птицей», снятый тоже на екатеринбургской студии. В 2000-м году дебютирует как режиссер еще один художник – Дмитрий Геллер, его лирический «Привет из Кисловодска» берет множество фестивальных призов. С работами Геллера на студии начинает развиваться авторская компьютерная анимация.

Во второй части ретроспективы вы увидите сегодняшний день «А-фильма». Теперь Валентин Ольшванг, Андрей Золотухин и Дмитрий Геллер считаются мастерами. Дебютируют Зоя Киреева (ее проникновенная история о детстве «Девочка дура» собрала массу фестивальных наград) и Екатерина Бражкина со смешной историей о принцессе, мечтающей о недостижимом идеале. На «А-фильме» свою вторую картину снимает Екатерина Соколова и ее нежная деревенская история «Глупая…» по рассказу Юрия Коваля стилистически напоминает фильмы Оксаны Черкасовой.

"ФОЛИМАЖ" (Франция). "ЧУЖОЙ ЗАМОК"

Студия Folimage была основана в 1984 году Жаком-Реми Жираром, Паскалем ле Нотром и Сержем Бессе, и с того самого момента стала центром французской авторской анимации. Сегодня Folimage – чуть ли не единственная крупная анимационная студия, которая полностью осуществляет свое производство во Франции (большинство крупных продакшнов делается на восточно-европейских или азиатских базах).

Из полнометражных фильмов на студии было сделано две серьезные работы – «Предсказание лягушек» и «Мия и Мигу» (режиссировал обе руководитель студии Жак-Реми Жирар). Однако куда больше, чем полным метром знаменит Folimage своими короткометражками. Великолепные эстетские работы Жана-Лу Фелисиоли и Алена Ганьоля, а также детские фильмы Пьера-Люка Гранжона получили международное признание и немало крупных призов.

Особенную славу студии составил проект La Residence, в рамках которого Folimage с 1993 года поддерживает молодых аниматоров Европы, давая им гранты, производственную базу и возможность делать смелые проекты. Благодаря этой программе было снято множество замечательных фильмов, в том числе «Монах и рыбка» Михаэля Дюдока де Вита, «Трагическая история со счастливым концом» Режины Пессоа, «На краю земли» Константина Бронзита и пр. Студия находится в Валенсе. С 1999 Folimage основал анимационный институт La Poudrière.

"ФИЛЬМ БИЛЬДЕР" (Германия). "КОЛЬЦО ОГНЯ"

от 16 лет

На сайте студии «Фильм Бильдер» можно прочитать такой текст: «Добро пожаловать на веб-сайт, который может сдвинуть горы… или людей, или овощи, или инструменты, или зонтики, или все, что угодно. Познакомьтесь с людьми, которые сделали анимационный клип для хитовой песни «Zehn kleine Jägermeister» и для фильма «Беги Лола Беги». Познакомьтесь с анимационной студией «Фильм Бильдер», смотрите наши фильмы, играйте в наши игры и общайтесь с нами напрямую». Студия «Фильм Бильдер» была основана 20 лет назад в 1989 году в Штутгарте Томасом Мейер-Херманном, Александром Хевтером, Юргеном Хаасом и др. Помимо рекламных роликов, музыкальных клипов и работ по крупным анимационным проектам студия регулярно выпускает фестивальное кино. С «Фильм Бильдером» связано несколько важных для анимации имен: это и режиссер Гил Алкабец, чьи ранние фильмы («Янкеле», «Рубикон») были сделаны на этой студии; и Андреас Хюкаде; и инфант террибль современной анимации англичанин Фил Маллой.

«На Film Bilder создаются как независимые художественные проекты, так и заказная анимация. Эта двойственность в обоих случаях приводит к улучшенному результату. В конце концов, сочетание таких ингредиентов как вдохновение, и профессионализм – именно тот рецепт, благодаря которому получаются новые и удивительные изображения»

РАННИЕ ФИЛЬМЫ УОЛТА ДИСНЕЯ (США). "ПАРОХОДИК ВИЛЛИ"

Сегодня имя Уолта Диснея ассоциируется с огромной империей, владеющей парками аттракционов, выпускающей игрушки и красивые тетрадки и, в том числе, снимающей хитовые мультфильмы… Редко кто вспоминает о том, как все начиналось – о том, кем, собственно, был Уолт Дисней. Между тем, Дисней был настоящим олицетворением «американской мечты»: самородок, авантюрист, человек не богатый и не влиятельный, он создал свое кино-царство с нуля – и не только в финансовом смысле. Его первые фильмы – несколько разрозненных историй и сериал про девочку Алису, в котором использовалось сочетание игрового кинематографа и анимации – были созданы в самом начале 1920-х годов, когда анимация еще только начинала себя осознавать как вид искусства. Каждая работа была прорывом и свершением. Каждый фильм осуществлялся на грани фола.

Дисней одним из первых увидел преимущества звукового кино. Пока многие режиссеры считали, что звук в кинематографе – это временная мода, Дисней поставил буквально все на возможность озвучивать свои фильмы – и сделал первый в истории звуковой мультфильм «Пароходик Вилли». Вскоре к звуку прибавился цвет – и уже в начале 1930-х его студия стала выпускать музыкальные цветные «Наивные симфонии», которые так мастерски исполнены, что способны конкурировать с лучшей современной анимационной продукцией. Разумеется, изготовление подобных фильмов обходилось очень дорого. Неоправданно дорого. Однако Дисней никогда не экономил – и это видно по его работам: в кадре постоянно присутствует множество персонажей, все движется, и каждое движение тщательно продумано. Почти невероятным кажется, чтобы в середине 1930-х, без всякого компьютера был сделан «Ноев ковчег» с его безумными массовыми сценами. А сколько пришлось ломать голову Диснеевским художникам, чтобы создать такие спецэффекты, как в фильме «Винкен, Блинкен и Нод»?

Но, конечно, все эти достижения малого бы стоили, если бы не Диснеевский талант… художника? режиссера? С конца 1920-х Дисней уже редко сам рисует или режиссирует фильмы. Свою деятельность на студии он сравнивал с трудом бабочки, которая опыляет цветы. Всю фактическую работу осуществляли другие – и все же Диснеевские фильмы все равно оставались именно его фильмами – выразительными, яркими, увлекательными, полными абсурда и потрясающего юмора.