Международный фестиваль анимации


БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ

ФЕСТИВАЛИ

МОСКВА 2009

"ОТТАВА - ДЕТЯМ" (Канада)

Подборка лучших канадских детских фильмов – участников фестиваля в Оттаве – от Азарин Сохрабкхани, почетного гостя БФМ, главы отдела конференций по телевизионной анимации и мастер-классов. Азарин впервые пришла на фестиваль «на практику» в 2004 году, заместив позицию координатора мастер-классов, а затем вернулась в 2005 году в качестве координатора Спонсорства и Анимационного рынка. Во время фестиваля 2006 года Азарин отслеживала все взаимоотношения со спонсорами, а также занималась развитием спонсорских возможностей фестиваля и поиском новых источников финансовой поддержки.

После фестиваля 2006 года Азарин стала отвечать за Конференции по телевизионной анимации. Кроме того она планирует и координирует на OIAF мастер-классы, круглые столы и лекции, и руководит студентами-практикантами, приходящими работать на OIAF.

ОТКРЫТЫЙ РОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ АНИМАЦИОННОГО КИНО (Таруса-1996) (Россия)

от 12 лет

Открытый российский фестиваль анимационного кино возник в конце зимы 1996-го года, в канун столетия кинематографа, и стал первым (и до сих пор единственным) профессиональным и полным смотром отечественной анимации. Он наследовал знаменитым семинарам аниматоров в Доме творчество «Болшево», даже призами фестиваля стали знаменитые «болшевские дощечки», то есть обыкновенные разделочные доски, которые собственноручно оформлял президент фестиваля Александр Татарский и вручал победителям профессионального рейтинга. Директором фестиваля все эти годы был Александр Герасимов.

С самого начала было решено, что Открытый фестиваль должен происходить не в Москве, так что первые шесть лет деятели анимации съезжались под Тарусу, в пансионат «Березовая роща», а с 2002-го года и до сегодняшнего дня смотр проводится в турцентре «Суздаль». Кроме прочего, особенностью Тарусского фестиваля, которая сохранялась довольно долго, было то, что здесь не было отбора фильмов для конкурсного просмотра. Все анимационные ленты, созданные в России за год (потом в этот список попали и белорусские картины) – авторское кино, реклама, клипы, телезаставки – все показывалось на фестивале и оценивалось профессионалами анимации. Позже, когда мультфильмов, особенно любительских, стало уж очень много, от этого правила пришлось отказаться и создать отборочную комиссию. Как сказал Президент фестиваля Александр Татарский: в конкурсную программу не попали фильмы, которые «находятся на стадии освоения языка анимации».

К началу первого Открытого российского фестиваля отечественная анимация была еще в глубочайшей яме, куда она попала в перестроечные времена. Тогда фильмов снималось немного, но список победителей Тарусы-96 все равно выглядит впечатляюще, а большая часть этих картин до сих пор считаются лучшими фильмами постсоветского времени. Составляя нашу программу, мы постарались уместить в ней как можно больше и призеров, выбранных жюри, и победителей профессионального рейтинга, для которого лучшие фильмы называют все профессионалы – участники фестиваля.

Приз за режиссуру Тарусы-96 получил фильм Андрея Хржановского «Лев с седой бородой», получасовая печальная сказка по сценарию Тонино Гуэрры и рисункам Сергея Бархина. Премия за лучший сценарий ушла Сергею Седову, он написал насмешливую и фантастическую современную историю «Про дурака Володю», которую для «Веселой карусели» сняла Галина Мелько. Лучшим дебютом назвали дипломный фильм выпускницы ВГИКа Зои Трофимовой «Мелочь», а приз «Прорыв» ушел Юрию Норштейну за уникальную рекламу компании «Русский сахар».

Профессиональный рейтинг не полностью совпадает с призами жюри. Возглавляет его фильм екатеринбургского режиссера Валерия Фомина «В гостях у деда Евлампия», впрочем, жюри тоже его отметило: Валерий Фомин назван лучшим художником-аниматором кукольного фильма, а сам лукавый дед Евлампий – лучшим персонажем. Один из фильмов этой трилогии мы покажем в ретроспективе студии «А-фильм» (блок программ «Студии»). Второй в рейтинге стоит замечательная кукольная опера «Севильский цирюльник», снятая Наталией Дабижа по английскому заказу для телевизионного цикла "Operavox" (тогда наши аниматоры участвовали во множестве международных проектов). В веселой опере Россини по комедии Бомарше, художник Нина Виноградова по просьбе режиссера сделала неутомимого Фигаро похожим на русского актера Алексея Баталова. А третья в рейтинге – «Нюркина баня» еще одного знаменитого екатеринбургского режиссера Оксаны Черкасовой. Этот фильм о мудрой бабке, снятый по сценарию рано умершей Надежды Кожушаной, с прекрасной графикой Андрея Золотухина, получил огромное количество призов по всему миру и Госпремию в придачу.

Ну а в конце программы, представляющей первый Открытый фестиваль анимационного кино, мы покажем короткий и невероятно смешной фильм студии «Пилот», тоже ставший лидером рейтинга - картину «Гагарин» Алексея Харитиди, получившую мешок престижных призов, включая Золотую пальмовую ветвь в Каннах.