Выставки

АРХИТЕКТОР В АНИМАЦИИ

Выставка памяти Алексея Шелманова

Организованная при содействии Государственного Центрального музея кино, мемориальная выставка посвящена творчеству режиссера и художника Алексея Борисовича Шелманова – одного из ярких представителей среднего поколения российских аниматоров.

27 октября - 6 ноября 2011



«У Леши Шелманова и других слушателей Курсов был нормальный здоровый цинизм, который должен быть по отношению к преподавателям. Они, конечно, смотрели на нас несколько искоса, хотя понимали, что перед ними сидят вполне авторитетные и заслуженные преподаватели, которые уже нашли свое место в мультипликации. Но мне нравился их веселый настрой, их скепсис, потому что без этого тоже нельзя. Нельзя принимать все, открыв рот и уши, чтобы тебе это все вкладывали и дул ветер. В результате дом пустой будет. Только будут хлопать ставни, и ничего образного не получится. Они были не такими.
Леша Шелманов был человек с хитрецой. И неудивительно, что и он, и его друзья запали на настроение Хармса, который в то время и много позже идеально соответствовал внутреннему состоянию многих художников».

Юрий Норштейн

«Высшие курсы сценаристов и режиссеров были настоящим счастьем, которое неожиданно свалилось на нашу голову. Все мы - и преподаватели, и ученики - находились в состоянии полной эйфории… Леше Шелманову тоже повезло быть на этих Курсах. Он обладал такой мягкой чуткостью и внимательностью к происходящему, что это, собственно, и предопределило его дальнейший творческий путь».
Эдуард Назаров

Выпускник Московского архитектурного института, Алексей Шелманов не мог смириться со строго регламентированной архитектурной деятельностью конца 1970-х годов, не позволявшей в полной мере раскрыть свой талант. Он, как и некоторые другие его коллеги по архитектурном цеху, решил пойти по дороге анимации, предоставляющей свободу творческому полету художника. Шелманов поступил на анимационное отделение легендарных Высших курсов сценаристов и режиссеров.

Мастерами Алексея Шелманова стали патриархи отечественной анимации Федор Савельевич Хитрук («Фильм-фильм-фильм», «Винни-Пух» и др.) и Роман Абелевич Качанов («Варежка», «Чебурашка», «Тайна Третьей планеты» и др.). А тайны одухотворения рисунка курсантам раскрывали Владимир Пекарь и Виолетта Колесникова. Обучение на Курсах проходило в постоянном соприкосновении с лидирующими режиссерами «Союзмультфильма», в частности с Эдуардом Назаровым и Юрием Норштейном. Кстати, у создателя «Ежика в тумане» Алексей Шелманов проходил практику. В этот момент Юрий Борисович как раз начинал работу над «Шинелью»…

После окончания Высших курсов Алексей Шелманов начинает работать на киностудии «Союзмультфильм». В этот период он снимает несколько сюжетов в «Переменке» и «Веселой карусели», а также вместе с Василием Кафановым и Алексеем Туркусом режиссирует знаменитую «Медвежуть».
В 1996 году Алексей Шелманов создает иллюстрации к книге Олега Егорова «Подбитые ветром». Эта работа стала знаковой и открыла новое направление в творчестве художника – путь книжной графики. Затем художник через свои работы раскрыл миры Бориса Заходера, Алана Милна, Юрия Олеши.

За последние годы Алексей Шелманов раскрывается и в сериальной («Иван и Митрофан»), и в полнометражной («Щелкунчик»), и в авторской анимации. Последними картинами Алексея Шелманова стали «Пуговка» - экранизация знаменитой песенки про коричневую пуговку и вражеских шпионов, а также «Приключения Маши и Гоши» – история про встречу детей со «страшной» Зубной феей.

1 мая 2011 года Алексей Шелманов скончался на 56-м году жизни.

На выставке представлены эскизы и материалы к анимационным работам из личного архива художника. Большой блок экспонатов посвящен книжной иллюстрации. В режиме нон-стоп пройдет показ мультфильмов.

2 ноября в 19.00 состоится вечер памяти, на котором друзья и коллеги художника поделятся воспоминаниями об Алексее Шелманове.

Куратор – Павел Шведов

Выставка открыта:
27 октября - 6 ноября
Галерея на Солянке
м.Китай-город, ул. Солянка 1/2, стр. 2 (вход с ул. Забелина)
Стоимость билетов: 100-200 рублей


БОРЬБА, ЛЮБОВЬ, РАБОТА

Петр Думала. Инсталляция (Польша)
5 - 6 ноября 2011



«Борьба, любовь, работа» (2009) - первая инсталляция Петра Думалы, которая демонстрировалась в общественном пространстве, вне кинотеатра или галереи. Источником вдохновения для режиссера стало произведение «Колыбельная мечта» румынского композитора Алексадра Баланеску. В своей работе, Петр Думала – мастер искусства светотени – представляет тяжелую напряженную версию изменчивости судьбы. Человеческие фигуры волнообразно появляются и исчезают в ниве, каждая фигура отображает различные эмоциональные и социальные роли. Пронзительное зрелище, человеческие страсти и долг. Герои этого анимированного балета включают знакомые образы произведений Милле, Ван Гога, Домье и Гойи. Петр Думала объединяет три художественных подхода – известную авторскую «гипсовую технику» (выцарапывание на гипсовых досках), пастельный рисунок на бумаге и компьютерную анимацию. Инсталляция поражает одновременно своим размахом и интимной выразительностью происходящего в длинном узком промышленном пространстве фабричного цеха Каландры.
«Борьба, любовь, работа» демонстрируется в рамках ретроспективной программы Петра Думалы на «Большом Фестивале Мультфильмов».

Предпоказ в присутствие автора состоится в субботу 5 ноября в 19.30.

Инсталляция работает:
5 ноября 19.30 – 21.30
6 ноября 18.30 – 20.30
ЦТИ ПRОЕКТ_FАБRИКА, Зал Каландры
м.Бауманская, Переведеновский пер., 18, проходная №1
Вход свободный


«ПЛАКАТ ДОЛЖЕН ПЕТЬ!»

Выставка Яна Леницы
4 – 6 ноября 2011

Польский культурный центр в Москве представляет выставку плаката польского режиссера-аниматора Яна Леницы.



Ян Леница (1928, Познань – 2001, Берлин) – личность в истории искусства уникальная. Художник-плакатист, режиссер-аниматор, график, сценограф, книжный оформитель, критик… Человек-эпоха, вклад которого в польское и мировое искусство трудно переоценить.

Получив диплом инженера-архитектора, Леница начал творческую карьеру как иллюстратор на страницах легендарного сатирического еженедельника «Шпильки» в 1945 году. Через 5 лет он создал свой первый плакат, став, таким образом, одним из основателей послевоенной «польской школы плаката». А еще через 7 лет вместе с Валерианом Боровчиком он снял анимационный фильм «Дом», навсегда изменивший облик польской анимации и поразивший участников ЭКСПО-58 в Брюсселе, где он получил Гран-при как лучший экспериментальный фильм.

В Польше Леница создал еще нескольких выдающихся коротких лент (среди которых «Лабиринт», вошедший в канон мирового сюрреализма), затем покинул родину и с тех пор жил за границей, до последнего дня не приостанавливая творческой активности. Наиболее известны его анимационные сюрреалистические фильмы «Лабиринт», «Женщина-цветок», «Адам-2», «Король Убю» и «Убю и большое Брюхо».

На выставке вниманию зрителей предлагается несколько работ художника разных лет из собраний Польского культурного центра в Москве. Данные плакаты демонстрируют разные грани творческой манеры Леницы – от своеобразного минимализма до явного увлечения модернизмом. Все они реализуют в пластике вынесенные в заглавие знаменитые слова Леницы «Плакат должен петь!», его своеобразное творческое кредо, но главное, что их объединяет, – тема. Плакаты Яна Леницы – это не просто иллюстрации к той или иной постановке, но картины, изображающие хрупкость человеческой натуры и ненадежность окружающего мира. Каждая из них служит доказательством, что польский плакат – оригинальное и необыкновенно важное явление в истории художественного искусства.

Выставка открыта:
4 - 6 ноября 2011
с 11.00 до 20.00
ЦТИ ПRОЕКТ_FАБRИКА, Зал Оливье
м.Бауманская, Переведеновский пер., 18, проходная №1
Вход по билетам "Фабрики мультфильмов" и PRO-animation


 







Большой фестиваль мультфильмов
тел. +7 499 7633589 multfest@gmail.com