Международный фестиваль анимации


БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ

Страны

МОСКВА 2013

В фокусе БФМ-2013 будут сразу две страны: Швейцария и Израиль. В блоках, посвященных этим странам, будут представлены исторические подборки, работы молодых аниматоров, а также документальное кино и лекции об анимации этих стран.

Вороны: швейцарская анимация. Часть 1

О швейцарской мультипликации активно заговорили несколько лет назад, когда вдруг по международным фестивалям (как, впрочем, и на собственно швейцарских смотрах) пронеслась волна интересных мультфильмов швейцарского происхождения или созданных в копродукции со Швейцарией. Так на фестивале Аннеси-2011 в разных конкурсах было представлено целых 10 швейцарских работ, что позволяло поставить Швейцарию рядом с такими анимационными державами как Германия, например. Эта вдруг открытая международным анимационным сообществом швейцарская анимация оказалась довольно удивительной. В первую очередь из-за своей однообразности. Автор книги «Animation.Ch» Кристиан Гассер пишет об этом явлении так: «Было бы невозможно обозначить явные тенденции в Швейцарской анимации, нащупать особую швейцарскую традицию или дать внятное определение «швейцарской анимационной школе». /…/ Начиная с работ Нага и Жизель Ансоржей, созданных в 1960-х гг. из песка, швейцарская анимация создавалась отдельными художниками, обладавшими самобытной манерой. Такое отсутствие традиции, дающей определенные ориентиры, вкупе с отсутствием индустрии с ее правилами, механизмами и специальными требованиями, дает швейцарским анимационным художникам уникальную для сегодняшнего мира художественную свободу». Сегодня бенефициарами этого свободного искусства стали уже десятки художников: Жорж Швицгебель со своими уникальными живописными вальсирующими фильмами, Изабель Фаве с ее нежным черным юмором, Марина Россе с ее девическими историями, Дастин Риз с его жесткими макабрическими мультфильмами, Дэниэл Суттер с его подвижным, гибко трансформативным рисунком и Клод Барра с его мистически-абсурдистским кукольным кино. Две кинопрограммы швейцарской анимации, собранные Большим фестивалем мультфильмов при участии Swiss Films и консультации Кристиана Гассера, представляют лучшие и самые интересные швейцарские анимационные работы, начиная с 1967-го года и заканчивая самыми новыми фильмами.

Израильская анимация с открытыми глазами

В этом году в фокусе Большого фестиваля мультфильмов – Израиль. Израильская анимация совсем молодая, как молода страна, и, хотя первые мультфильмы на этой земле были сняты давным-давно, о появлении анимационной индустрии (пусть совсем маленькой) тут можно говорить только с начала 2000-х годов. Авторской анимации в профессиональной среде в Израиле и сейчас снимают не много, так что самое интересное авторское кино тут появляется в первую очередь благодаря выпускным фильмам местных киношкол, из которых самой старой и знаменитой считается иерусалимский Бецалель. Но и у студенческой, и у профессиональной израильской анимации есть одно общее свойство – она смотрит на жизнь открытыми глазами, не отворачиваясь ни от современных проблем, ни от тех, что связаны с драматической еврейской историей. Вероятно, поэтому здесь так мало снимают развлекательного кино - смешных анекдотов и остросюжетных приключений и так много – документальной анимации, фильмов о сегодняшней и прошлой войне, печальных притч и политической сатиры. Все эти картины сегодня и являются лицом израильской анимации. Программа «Израильская анимация с открытыми глазами» объединяет фильмы профессионалов и самые яркие дипломные работы выпускников киношкол. Составлена она так, чтобы показать максимальное разнообразие тем и подходов. Тут есть фильмы, связанные с современной израильской армией и ситуацией на границе с арабскими территориями. Есть фильмы о проблемах социальных и психологических. Есть притча, где библейский сюжет о Ноевом ковчеге превращается в узнаваемую историю об эмиграции. Есть и другие фильмы на границе анимации и документального кино – в одном из них детей расспрашивают о Боге, в другом – детей воюющей страны расспрашивают об их мечтах и оказывается, что все они мечтают о мире. Завершает эту серьезную программу снятая выпускником Бецалеля пародия на ценимую в Израиле докуанимацию: герои предания о Самсоне и Далиле рассказывают зрителю о том, что произошло, так, как сегодня это сделали бы в телевизионном расследовании.