Международный фестиваль анимации


БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ

АРХИВ

НОРИЛЬСК 2009

О ЛОТТЕ РАЙНИГЕР ВКРАТЦЕ

от 12 лет

Немка Лотте Райнигер (1899-1981) – создательница силуэтной анимации, автор первого полнометражного мультфильма и одна из ярчайших анимационных художниц XX века, - долгое время оказывалась вне серьезного внимания публики и даже исследователей кино. Ее имя стало активно звучать только в последние годы.

Такая безвестность великолепного режиссера и художницы была связана отчасти с «мужским» характером истории кино, а отчасти с тем, что индивидуальный, неповторимый стиль Райнигер плохо вписывался в те модели и схемы, через которые принято описывать искусство. Работавшая в эпоху модернизма, Райнигер не была авангардистской в буквальном смысле этого слова. В отличие от своих коллег, изготовлявших абстрактное и непонятное кино, Лотте работала с традиционным материалом – с детскими сказками, мифологическими и бродячими сюжетами – адаптируя их для анимации и заставляя тем самым звучать по-новому. И в то же время фильмы Райнигер никак не назовешь традиционными или архаичными. Ее авангардизм выражался в подходе к материалу, в построении кадра, в использовании необычных и неожиданных не только для того, но и для нашего времени приемов повествования.

Свои фильмы Райнигер делала в стиле театра теней (такая техника получила название «силуэтной анимации»). Райнигер вырезала из бумаги детали, которые потом с помощью ниток и проволоки складывались в бумажные марионетки. Иногда бумажная кукла, от которой на экране оставался только силуэт, могла состоять из 40-50 подвижных частей. Таким же образом, с помощью ножниц, делалась большая часть ажурных и сложных декораций.

Самой известной работой режиссера стала ее картина «Приключения принца Ахмеда» - первый из сохранившихся полнометражных анимационных фильмов. Показанная впервые в 1926 году лента заставила современников говорить о Лотте, как о самом блистательном режиссере анимационного кино, как об изобретательнице нового направления в кинематографе. А венгерский поэт и кинокритик Бела Балаш назвал «Принца Ахмеда» «абсолютным фильмом». Помимо «Приключений принца Ахмеда» Райнигер сделала еще одну полнометражную ленту и около 60 короткометражек, среди которых особенно поражают ее ранние работы, сделанные в 1920-30-х годах.

СОВЕТСКИЕ АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ 1940-60-х гг.

от 12 лет

Программа составлена историком анимации Георгием Бородиным.

В программу включены избранные мультипликационные картины, снятые в жанрах международной политической сатиры и политического памфлета. Подобная тематика в 1920-30-е годы была доминирующей в советской мультипликации, да и позже занимала весьма важное место. В создании этих фильмов принимали участие классики советской мультипликации – Лев Атаманов, Роман Давыдов, Перч Саркисян и многие другие. Некоторые из показанных фильмов можно по справедливости назвать незаслуженно забытыми, а такие работы, как "Скорая помощь" или "Акционеры" в наше время не только сохранили, но и приумножили актуальность своего звучания.