ПРОГРАММЫ

Основная программа
Для любителей анимации
Детская программа

КРАСНОЯРСК 2015

Имена. Ищу Патель (Канада)

Ишу Патель родился в Индии, под Ахмедабадом. Его родители, некрупные землевладельцы, смогли обеспечить сыну образование сначала в Индии, потом в Швейцарии. Обучаясь в Швейцарии, Ишу Патель выиграл грант Фонда Рокфеллера на обучение анимации в Северной Америке и выбрал Национальный киносовет Канады (NFB) в качестве места стажировки. Именно в NFB он и снял свой дебютный фильм «Как смерть пришла на землю» /How Death Came to Earth, 1971/. В древней индийской легенде, рассказанной Пателем, чувствовалось прямое влияние его учителя, итальянского аниматора Джулио Джанни.

Во время короткого возвращения на родину Патель преподавал в Ахмедабадском институте графических искусств и снял «Три подарка» /The Three Gifts, 1972/ – своеобразный аналог сказки о золотой рыбке, но на индийский манер. Одна бедная семья могла попросить у богини Кали исполнить три любых желания, но потратила такую возможность впустую и осталась ни с чем.

В 1973 году Ишу Патель вернулся в Монреаль и стал постоянным режиссером NFB. Первым делом он завершил трилогию о сексуальном образовании, начатую еще во время первого визита в Канаду. В нее вошли фильмы About Conception and Contraception (1972), About Puberty and Reproduction (1974) и About VD (1974). После блока фактически прикладных работ, Патель снял свой самый абстрактный и экспериментальный фильм «Перспектрум» /Perspectrum, 1974/. Изучая возможности передачи различных настроений через одноцветные геометрические фигуры, Патель создал завораживающий фильм-танец линий и симметрий, заслуживающий сравнения с опытами Нормана Макларена.

Кстати, именно Макларен заронил в душу индийского мальчика Ишу Пателя страсть к мультипликации. Однажды в школу, где учился Патель, привезли коробку с фильмами NFB. В подборку вошли картины для индийских детей явно необычные. Патель вспоминает: «К всеобщему удивлению, первый фильм, который стал показываться, был не игровой картиной и не обычной анимацией, к которым все уже привыкли. Это было быстродвижущееся абстрактное изображение с замечательной музыкой. Через три минуты оно закончилось, и кто-то воскликнул: «О, нет! Проектор опять сломался!» Но проектор не сломался, просто фильм шел всего три минуты. Все захотели посмотреть его еще раз, и еще раз. Это был Blinkity Blank». Патель снял не много фильмов, однако практически каждая из его короткометражек становилась громким событием. «Afterlife», «Bead Game», «Top Priority», «Paradise» получили множество престижных призов и вошли в золотой фонд мировой анимации.

Пожалуй, больше всего в фильмографии Пателя поражает абсолютная непохожесть его фильмов друг на друга. Все они сделаны в разных техниках, эстетиках, посвящены разным темам. Например, сделанная из маленьких бусинок «Игра в бисер» /Bead Game, 1977/ появилась как реакция художника на ядерные испытания и создание Индией своей первой атомной бомбы. Патель показал в этой короткометражке неиссякаемое пристрастие человечества к агрессивному и воинственному поведению. «Игра в бисер» завоевала приз BAFTA как лучший короткометражный недокументальный фильм и была номинирована на Оскар в короткометражной анимации.

Совсем иной фильм - «Жизнь после смерти» /Afterlife, 1978/. Он выполнен в технике пластилиновой перекладки на стекле с нижней подсветкой. В импрессионистичной манере Патель совмещает в одном кадре сведения о новых научных открытиях, мифы и суеверия, пытаясь найти на стыке этих вроде бы несовместимых представлений ускользающую правду об ином мире.

Фильм получил гран-при на фестивалях в Аннеси и Монреале, а также, что тоже немаловажно, послужил первым ярким анимационным вдохновением для японского режиссера Коджи Ямамуры. «Парадиз» /Paradise, 1984/ изображает мифический пейзаж: ослепительный замок, окруженный пышным тропическим садом. Во дворце – император. В саду – птица, завидующая золотой пышности царской жизни. Однако птица быстро осознает, что золотая клетка не может сравниться со свободным небом. Притча о свободе и равенстве в самом сердце рая не была бы столь впечатляющей, если бы не уникальная техника, которую использовал Патель. Целлулоидная анимация, перекладка, перфорирование с нижней подсветкой и многократная экспозиция создают вкупе редкий и необычный эффект. «Парадиз» выиграл множество призов от Лос-Анджелеса до Гамильтона, Аннеси и Мельбурна.

Каждый фильм Пателя и в техническом, и в визуальном, и в философском смысле похож на загадку, которую предстоит еще раскрыть исследователям. Впрочем, куда важнее, как разгадывает эти небольшие, но очень значительные анимационные реплики каждый отдельный зритель, открывая для себя в мерцающих картинах режиссера и страшные, и успокоительные идеи, тонкие и мудрые ответы на сокровенные вопросы человеческого бытия.

ИГРА В БИСЕР

12+
Легендарный канадский режиссер индийского происхождения, обладатель двух номинаций на премию «Оскар», берлинского медведя, гран-при фестиваля в Аннеси и множества других престижных призов.
Ишу Патель родился в Индии и получил степень бакалавра изобразительных искусств в Университете Бароды. Стипендия фонда Рокфеллера позволила молодому художнику отправиться на стажировку в Национальный Киносовет Канады (NFB), куда он стремился с детства, впечатленный школьным просмотром анимационных фильмов Нормана МакЛарена. Впоследствии Патель остался работать на NFB и именно здесь сделал практически все свои анимационные работы.
Создавая свое сложное, артистичное, графичное и изысканное кино, Патель задается вопросами самого глобального порядка. Развитие технологий – это зло или благо? Что ожидает человека после смерти? Что нужно человеку для счастья? Большинство картин режиссера сделаны в уникальных техниках, начиная от анимированием пластилина на подсвеченной поверхности до бисерной анимации и перфорирования.









Большой фестиваль мультфильмов


тел. +7 499 7633589
multfest@gmail.com