Международный фестиваль анимации


БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ

ТЕХНИКА

МОСКВА 2008

Анимация – это искусство высокотехнологичное. Для изготовления мультфильмов существует множество техник и методик: кто-то рисует карандашом на бумаге, кто-то красками прямо на кинопленке, кто-то делает деревянные куклы, а кто-то лепит их из пластилина. И нередко так получается, что послушать о том, КАК делается кино, даже интереснее, чем посмотреть сам фильм. В рамках нашего фестиваля мы открываем рубрику «Техники», в которой речь пойдет о разных методах производства мультфильмов. На этот раз – о трех.

Первые две – пластилиновая и «перекладка» – прекрасно знакомы широкому зрителю. Из пластилина делает свои фильмы знаменитый англичанин Ник Парк. Из пластилина делал свою знаменитую «Пластилиновую ворону» наш режиссер Александр Татарский. В «Перекладке» же делалось множество советских мультфильмов, а самой высокой виртуозности в этой технике достиг Юрий Норштейн в своем фрагменте из фильма «Шинель». А вот третья техника, о которой пойдет речь в этом году, знакома только узкому кругу профессионалов – это «песочная» анимация, или анимация «сыпучих материалов». Однако смотреть эту программу и побывать на мастер-классе «сыпучей анимации» будет интересно не только профессионалам. Здесь можно будет узнать, что анимационные художники работают не только с песком, но так же с пряностями, кофе, рисом и другими неожиданными материалами.

ПРОГРАММА ПЛАСТИЛИНОВОЙ АНИМАЦИИ

от 8 лет

Пластилин в анимации используют давно, но в отечественном кино «отцом» этого материала считают Александра Татарского, снявшего в 1981-м году свою знаменитую «Пластилиновую ворону», а за ней и много других мультфильмов, включая знаменитую заставку к передаче «Спокойной ночи, малыши». С легкой руки Татарского пластилин стал считаться фирменным материалом созданной им студии «Пилот», именно поэтому каждый фильм из огромного проекта сказок «Гора самоцветов» начинается именно пластилиновой заставкой.

Пластичность этого материала позволяет использовать его очень разнообразно и делать в казалось бы одной технике фильмы совершенно не похожие друг на друга: от тех, где фигурки персонажей напоминают кукол, до тех, где пластилином густо рисуют на картоне, почти как масляными красками.

В этой программе мы покажем главным образом отечественные мультфильмы, начиная от Татарского и другого мэтра отечественной анимации – Гарри Бардина, – до сегодняшних пластилиновых сказок и социальных роликов «Пилота». Единственный иностранный фильм в нашей программе – «Шел трамвай номер 9» Степана Коваля с Украины, взявший несколько лет назад престижный приз Берлинале.

ПРОГРАММА СЫПУЧЕЙ АНИМАЦИИ

от 8 лет

Техника сыпучей анимации, которую мы вам представляем в этой программе, используется достаточно редко и у нас, и зарубежными аниматорами. Суть ее в том, что на подсвеченном стекле (это чаще всего, но иногда и на цветной подложке) художник рисует картины каким-либо порошком, и более плотно насыпанный слой дает темные «мазки», а тонкий – почти прозрачные. Часто сыпучую анимацию называют песочной (sand animation), и действительно, специальным образом просеянный песок, да еще подкрашенный, используют в этой технике чаще всего. Но с тем же успехом для нее годится любой сыпучий материал: кто-то пользуется солью, угольным и графитовым порошком, кофе, специями (такие фильмы вы увидите в нашей программе) и даже металлическим порошком. Все дело в художнике.

Программа, которую мы покажем, состоит из фильмов режиссеров, работающих в России, на Украине и в Белоруссии, хотя, разумеется, технику эту знают во всем мире. И открывает показ екатеринбургский фильм Владимира Петкевича «Сказочка про козявочку», где художником был Александр Петров, сегодняшний оскаровский лауреат, тогда еще не начавший заниматься режиссурой. Художники часто рассказывают, что сюжет фильма иногда сам выбирает свой материал: тяжелой, холодноватой солью хорошо делать снег (вы увидите его в картине Евгения Сивоконя из нашей программы), высушенной кофейной гущей – что-то более теплое (с кофе работает, к примеру, Мария Степанова), красный перец годится для огня и вообще чего-то жгучего (как в картине Натальи Антиповой «Вспыльчивый человек») и так далее. Да, сыпучая анимация действительно используется нечасто, но те, кто раз испробуют ее, потом возвращаются к ней снова и снова, находя особое удовольствие в работе с натуральными материалами. К тому же эта техника, возможности которой кажутся такими ограниченными, очень выразительна для создания настроения, в ней есть мечтательность, она дает очень нежные переходы. И лучшие картины, которые в ней сняты – не сюжетные, а импрессионистические, музыкальные и ностальгические. И настроение это так важно, что многие режиссеры не оставляют сыпучей техники даже перейдя на компьютер, обрабатывая «песок» в компьютере и совмещая его с изображением, снятым другими способами.