Международный фестиваль анимации


БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ

СТУДИИ

МОСКВА 2008

ФИЛЬМОГРАФО / Filmografo

от 16 лет

«У Португалии сердце путешественника, характер авантюриста, печальная душа и послушное тело» - это синопсис к короткометражке Fado lusitano. Режиссер этого фильма - Аби Фейжо, продюсер студии «Фильмографо», а сам фильм – это дар любимой Португалии от нового поколения ярких художников, чье появление прервало длительный сон португальской анимации. Движение началось на заре 1990-х, во многом спровоцированное бурным развитием фестиваля «Синанима», который с 1977-го каждый год собирает в небольшом португальском городке Эшпиньо аниматоров со всего мира.
Аби Фейжо родился в Браге в 1956 году и учился в Школе изящных искусств в Порто. В 1984 он начал работать на National Board of Canada (Национальным Кинокомитетом Канады), где и утвердился в своем стремлении посвятить себя анимации. Вернувшись домой, он основал «Фильмографо». Вскоре на студию стали стекаться смелые молодые режиссеры, делавшие фильмы в самых разных стилях и манерах. Из имен, получивших признание на международных фестивалях, можно назвать Мануэлу Баселар, Даниэлу Дуарте Руй, Клидьо Нобьо, Андре Маркеса, Педро Серразину, Режину Пессоа и Жозе Мигеля Рибейру».

Из книги Animation Now под редакцией Джулиуса Уидемана

БЕЛОРУССКАЯ АНИМАЦИЯ

от 8 лет

Несмотря на то, что белорусская анимация сегодня переживает времена не самые веселые, в Минске продолжает работать целая плеяда очень интересных режиссеров, пришедших в профессию, начиная с середины 80-х и весьма активно снимающих до сих пор, в частности по заказам российских студий.

В подборке современной белорусской анимации мы стараемся показать фильмы разных времен тех авторов, которые сегодня наиболее востребованы. Начиная со сказки «Лафертовская маковница», снятой известным режиссером Еленой Петкевич (тогда она еще носила фамилию Марченко) по мотивам А. Погорельского. Фильм этот, снятый в редкой технике сыпучей анимации, и впоследствии получивший огромное количество престижных призов, был дипломной работой Елены на Высших курсах сценаристов и режиссеров и руководителем ее был Юрий Норштейн. Владимир Петкевич, снимавший свои первые режиссерские работы на екатеринбургской студии тоже в сыпучей технике, с художником-постановщиком Александром Петровым (теперь оскаровским лауреатом), представляет в этой подборке смешную рисованную сказку «Сова» по Бианки. Игорь Волчек, до Высших курсов, где тоже учился у Норштейна, закончивший консерваторию, в этой программе представляет ироничный и нежный фильм «Пастораль» про идиллическую жизнь сельских алкашей. Фильм Ирины Кодюковой «Сестра и брат» - это традиционная сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке, снятая одновременно трогательно и иронично. Марина Карпова – самое известное имя из молодой белорусской анимации, в этой программе мы покажем ее задорную сказку «Шиш», снятую для цикла «Гора самоцветов» студии «Пилот».

И последними будут несколько совсем коротких фильмов Михаила Тумели, закончившего один из самых знаменитых выпусков Высших курсов (1987-88 годы, мастерская Э. Назарова и Ю. Норштейна), где учился вместе с Александром Петровым и Михаилом Алдашиным. Среди них философская притча «Черта», пародия на героический эпос «Песнь о Вольфганге Неустрашимом, Достославном Истребителе Драконов», минутный фильм о восточных единоборствах «Несгибаемый Чен» и начало нового проекта «Белорусские пословицы», где персонажи пословиц, задуманных как короткие заставки для телевидения, выглядят, будто сделанные в традиционной белорусской технике узорного вырезывания из бумаги.

ПИКСАР / PIXAR

от 4 лет

Название студии «Пиксар» вроде бы говорит само за себя. Широкая публика хорошо знает и «Корпорацию монстров», и «Суперсемейку», и «Тачки», и «Рататуй», и, конечно, самый свежий фильм студии – «Валл*и», очаровавший широкую публику своим мягким лиризмом и непревзойденным кинематографическим мастерством.
И в больших работах видно, как режиссеры студии умеют сочетать тонкую авторскую концепцию с той манерой рассказа, которая оказывается понята и любима широкой публикой. Однако для того, чтобы окончательно влюбиться в эту студию, стоит посмотреть короткометражные работы Pixar’a. Именно в коротком метре ярче всего проявляются весь Pixar’овского юмора, виртуозная работа режиссеров и аниматоров, а также вечная тяга к поиску и эксперименту, которая и сделала студию главным лидером сегодняшнего анимационного мира.

Сегодня на счету студии 21 «Оскар», 3 «Золотых глобуса» и 1 премия «Грэмми» - не считая прочих престижных наград. История Pixar’а начинается в 1979 году, когда в недрах компании Lucasfilm (студия создателя «Звездных войн» Джорджа Лукаса) была образована «Графическая группа». В 1986 году это подразделение было приобретено соучредителем компании Apple Стивом Джобзом, а в 2006 Pixar был куплен компанией Дисней.
Частью последней сделки стало условие, по которому бывший исполнительный вице-президент, а также фактический руководитель Pixar’a Джон Лассетер возглавит творческие группы объединенных студий – «Диснея» и «Пиксара».

ПИЛОТ. «ЕГО ЖЕНА КУРИЦА»

от 16 лет

Программа фильмов «Пилота» - первой российской негосударственной студии - посвящена ее двадцатилетнему юбилею, до которого всего год не дожил ее создатель, бессменный руководитель и вдохновитель всех ее начинаний Александр Татарский. Почти полная ретроспектива студии и ее дочерних компаний разделена на четыре программы. Первая – «Его жена курица» - рассчитана только на взрослых и показывает главным образом фильмы начала 90-х годов, когда на «Пилоте» делали сложное авторское кино. В частности в эту программу входят два фильма Игоря Ковалева, давнего соратника и друга Татарского, создавшего с ним студию, а потом эмигрировавшего в США.

На подростков и взрослых рассчитаны две программы ретроспективы: «Лифты и так далее» - пестрая подборка фильмов 90-х годов, где есть и знаменитые сборники пилотовских короткометражек, и первые фильмы известных сегодня режиссеров Михаила Алдашина и Константина Бронзита, и политические ролики, один из которых дружно сделали всей студией в дни путча и даже клип «Машины времени». Во вторую программу для подростков и взрослых - «Букашки» - вошли картины 2000-х годов.

Детскую программу пилотовских фильмов «Чудеса» составили главным образом фильмы 90-х годов из циклов про Кубика и Рубика и про братьев Пилотов. Ну а самые свежие фильмы студии из цикла «Гора самоцветов», можно увидеть и в детской программе фестиваля, и в «Премьерах».