ѕ–ќ√–јћћџ

 –ј—Ќќя–—  2011

»ћ≈Ќј



»√ќ–№  ќ¬јЋ≈¬ (–осси€). Ћ≈“јёў»… ЌјЌ—≈Ќ

от 16 лет (69 мин 34 сек)

»горь  овалев - график; художник-постановщик; сценарист и режиссер рисованной анимации. –одилс€ в 1954 году, вместе со своим будущим соавтором и соратником јлександром “атарским вырастал и начинал работать в  иеве. ¬ 1981 году окончил ¬ысшие режиссерские курсы; с 1984 - посто€нно работает в ћоскве, на ћульттелфильме, где вокруг “атарского собираетс€ команда молодых сотрудников, известна€ в профессиональном кругу под кличкой УбаракФ (ибо неслучайно располагалась на отшибе; в оставшихс€ от строительства ќстанкино технических здани€х) и задавша€ во многом тон новейшей волне поздне- и постсоветской анимации. ≈ще в 1980 году  овалев становитс€ соавтором знаменитой и классической дл€ всего направлени€ Уѕластилиновой вороныФ, пересказывавшей хармсианские стихи Ё.”спенского в обнаженной стилистике трюковых метаморфоз, с молодой энергией и свежим пониманием природы визуальной комики. ѕри том или ином участии  овалева делаютс€ и другие характерные фильмы этого периода и направлени€: "ќбратна€ сторона луны" (1983), " рыль€, ноги и хвосты", " убик-рубик" (1985), в которых утверждалась и разрабатывалась своеобразна€ поэтика мультклоунады. ќна декларировалась как базовый эстетический принцип в новой студии "ѕилот" - едва ли не первой независимой, негосударственной киноорганизации страны, создававшейс€ на гребне перестройки и первой кооперативной волны, в 1988-89 гг.  овалев стал ее сооснователем и художественным мэтром, равно как и непосредственным учителем нескольких потоков молодых аниматоров. ¬ цикловом альманахе "Ћифт" микросюжеты режиссировали как отцы-основатели, так и дебютанты, в совместном усилии коллективно-студийного авторства отрабатыва€ жанр острого визуального анекдота.

ќднако первой официальной продукцией "ѕилота" становитс€ собственно индивидуально-авторский фильм  овалева "≈го жена курица", законченный к 1989 году; резко отличный и от студийного фирменного стил€, и вообще от национального, так сказать, "авторского канона", он сразу вызывает бурную и противоречивую реакцию профессионального сообщества и начинает собирать престижные цеховые призы. —ходна€ судьба будет ожидать и его стилистическое продолжение, за€вл€ющее дилогию, - фильм "јндрей —вислоцкий", вышедший в 1991.

¬скоре после того  овалев переезжает в Ћос-јнджелес и начинает работать на студии Klasky Csupo, где становитс€ ведущим режиссером попул€рных телесериалов: "Real Monsters", "Rugrats" (на русском телевидении шли под названием Ђќх уж эти деткиї); в 1998 с успехом выходит в кинотеатральный прокат полнометражный "Rugrats the Movie" в его со-режиссуре. ќднако при этом  овалеву удаетс€ (случай, похоже, уникальный в сегодн€шней практике), между коммерческими проектами, но в тех же услови€х "мейнстримной" студии, продолжить и работу в "авторской", или "фестивальной", анимации: "ѕтица на окне" (Bird in the Window, 1997) достраивает трилогию, начатую " урицей".   2000 г. он заканчивает еще один персональный проект - "Ћетающий Ќансен" (Flying Nansen), где уже несколько сдвигает стилевую парадигму и еще раз ее видоизмен€ет в Ђћолокеї (Milch, 2005, совместна€ продукцию студии и –оссии, сопродюсер √енрих ѕадва).

≈ще в 2002 году предпринимаетс€ своего рода промежуточный, авторско-коммерческий Ђвзрослыйї проект по культовой прозе „арльза Ѕуковского (Ђ ак люб€т мертвыеї, The Way the Dead Love), осуществленный, правда, только во флэшном интернетовском формате.

¬ 2006 году он уходит со студии (к тому времени, впрочем, почти прекратившей производство в силу различных внешних и внутренних обсто€тельств) и начинает преподавать в  алифорнийском »нституте искусств (CalArts) и вести мастер-классы по всему миру; путь и образ социализации, вполне характерный уже дл€ независимого западного художника. ѕри этом не отказываетс€ и от возникающей заказной работы: делает пилотные ролики дл€ нескольких перспективных сериалов, включа€ любопытный просветительский проект (про таблицу ћенделеева) дл€ канала Discovery при участии  алифорнийского университета в Ћос-јнжелесе (UCLA).

» студийно-серийные, и штучные авторские работы  овалева получают широкое признание и многочисленные фестивальные награды; он успел стать авторитетной и даже знаковой фигурой в современной художественной анимации - и при этом €вл€ет собой нечастый пример успешной голливудской карьеры бывшего советского или российского кинематографиста. Ёто, впрочем, не единственна€ странность "феномена  овалева", который словно бы намерено иллюстрирует относительность стандартных антитез: ¬осток/«апад, коммерческое/авторское, демократичное/элитарное, серьезное/игровое. ”веренный и бескомплексный наследник весьма различных, едва ли не взаимоисключающих традиций,  овалев примир€ет многие типические черты российско-советской и, условно говор€, западной эстетики как в "высокой", так и массовой анимации. ќн переваривает и преобразует вли€ни€ Ќорштейна и ѕ€рна, Ќазарова и Ѕоровчика, ’итрука и братьев  вей. ¬о многом отталкива€сь (вместе с “атарским) от любимых мастеров «агребской школы с их вниманием к семантике рисованного трюка и техникой "лимитированной" мультипликации (эконом€щей на пропущенных фазах и затем обыгрывающей самое усложненную дробность визуального повествовани€),  овалев скрещивает эту стилистику с подробностью и подспудным психологизмом мультипликации "полной", унаследованной советской школой еще от диснеевской классики. –езультатом становитс€ парадоксальный синтез таких, казалось бы, противоположных доминант как "психологизм" и "масочность", экзистенциальный лиризм и персонажна€ действенность, комикс и драма, движение чисто изобразительное и сугубо гэговое (комически-трюковое).

¬ основе всего здесь, как кажетс€, чисто графический жест, но всегда равно и персонажный и авторский; самое графическое движение непосредственно определ€ет сюжетное, становитс€ им, спр€мл€€ дистанции между формальным и смысловым. Ёто делает ковалевскую анимацию эстетически уникальной; и это же, похоже, затрудн€ет пр€мое чтение его фильмов. ƒалеко не сразу эти замедленно-напр€женные, острые и точные в каждой детали, но лишь полупро€вленные во внешней сюжетике, графические повествовани€ прочитываютс€ как простые в своей основе истории об одиночестве; а вс€ трилоги€ от Ђ урицыї до Ђѕтицыї - как последовательное исследование его чувственных и экзистенциальных обертонов. Ёто и есть своего рода графический экзистенциализм, со своей классической гранд-темой: неизбывность удела человеческого. ќ том же, по сути, и последующие фильмы, - на ином витке проживани€ и стилевой эволюции, более иронично-дистанцированные, но не менее напр€женные, в полу-уловимом мерцании фактуры и (пред)ощущении трагики быти€.

ћихаил √уревич




Ёƒ”ј–ƒ Ќј«ј–ќ¬ (–осси€)∆»Ћ-ЅџЋ ѕ≈—

¬ последние годы знаменитый режиссер и художник Ёдуард Ќазаров фильмов не снимает, но мы все равно встречаем его им€ в новых работах российских аниматоров. “о, как актера (все знают, как Ќазаров артистичен и часто приглашают его озвучивать анимационных персонажей), а то, как автора сценари€ и руководител€ постановки (прежде всего в работах режиссеров студии Ђѕилотї, где он и раньше был одним из руководителей проекта Ђ√ора самоцветовї, а теперь заменил “атарского на посту худрука). —егодн€ Ќазарова своим учителем считает множество молодых режиссеров. ¬ этой ретроспективе мы не будем показывать работы Ќазарова-художника (а именно он придумал героев хитруковского ¬инни ѕуха и трогательного »кара), а покажем только режиссерские работы.

Ќачина€ с самой ранней, которую мало кто видел - двухминутной политической сатиры Ђ–авновесие страхаї, который был сн€т в 1973 году и получил приз на фестивале в ќберхаузене, но никогда бы не мог выйти, если бы ни был одной из частей фильма о советском генсеке Ћ. ». Ѕрежневе. ¬торой сн€тый им фильм Ц ЂЅегемотикї (1975), по стихам Ёммы ћошковской, входивший в сборник Ђ¬есела€ карусельї, тоже имел непростую судьбу и сначала был положен на полку: ему вмен€лось в вину, что он, €кобы, против коллективизма и многое другое. ≈ще один фильм ретроспективы - Ђќхотаї - сегодн€ назвали бы Ђэкологическимї, кроме того, он сн€т в необычной дл€ режиссера реалистической манере.

Ќу и конечно, вы увидите шедевр Ђ∆ил-был песї, дл€ которого режиссер изучал быт украинской деревни, как насто€щий этнограф, Ђѕутешествие муравь€ї, по которому, говор€т, учат студентов-энтомологов, и солдатскую сатиру Ђѕро —идорова ¬овуї, котора€ сегодн€ смотритс€ еще смешнее, чем раньше.




Ѕ–”Ќќ Ѕќ÷÷≈““ќ (»тали€)  ”«Ќ≈„» »

Ѕруно Ѕоццетто родилс€ в 1938 году в ћилане, и первый свой анимационный фильм сделал в 20 лет (то есть в 1958).  ороткометражка называлась Ђ»стори€ оружи€ї и привлекла внимание на фестивале в  аннах. ¬ результате Ѕоццетто познакомилс€ с ћакЋареном и ƒжоном ’аласом, а один английский продюсер предложил молодому режиссеру сотрудничать.
¬ 1960 г. Ѕоццетто основал в ћилане собственную студию, которую назвал Bruno Bozzetto Film Company и котора€ занималась производством фильмов, рекламой и телевизионными сериалами. ¬озникновение этой компании стало огромным событием: после 20 лет полного молчани€ в этой области, Ѕоццетто стал первым италь€нским режиссером, который решилс€ снимать мультфильмы.
Ѕоццетто всегда верил в анимацию: ему казалось, что самые сложные идеи Ц как философские, так и научные Ц в мультфильме выгл€д€т проще и пон€тнее. ќн, не смуща€сь, обсуждает в своих мультфильмах экологические проблемы (Ђ—амообслуживаниеї), конфликтологию (Ђ узнечикиї, Ђƒва замкаї), разницу менталитетов (Ђ≈вропа и »тали€ї), спорт (Ђќлимпиксї) и даже сложные процессы деторождени€, которые, без погрешностей против научных истин, преподнос€тс€ в очень забавном ключе (Ђƒетска€ истори€ї). ¬ частности, одним из достижений его студии стала научна€ “¬-программа Ђ варкї, дл€ которой было сн€то около сотни эпизодов.
Ќа фестивал€х мультфильмы Ѕоццетто удостаивались высшего признани€, какое только можно представить: его Ђћистер “аої получил «олотого ћедвед€ на Ѕерлинале, Ђ узнечикиї были номинированы на Ђќскараї, а мультфильм Ђѕомогите!ї стал частью проекта Hanna & Barbera Ђ„то за мультфильм!ї

Ќо куда важнее всегда была зрительска€ любовь Ц неизменно смешные, и в то же врем€ актуально-злободневные, остро-социальные, умные мультфильмы Ѕоццетто покор€ли и покор€ют сердца самых разнообразных зрителей. ≈го способность быть и современным, и неустаревающим поражает и сейчас, когда смотришь фильмы 1960-х. –аботы тех лет, сделанные его коллегами, давно уже кажутс€ старомодными, слишком медленными и имеющими мало отношени€ к сегодн€шнему дню. ѕро Ѕоццетовские фильмы никогда такого не скажешь Ц минималистичные по форме и очень емкие по содержанию, идеально выстроенные ритмически и наполненные мудрым, иногда горьким, но в целом беззлобным юмором, они сегодн€ смотр€тс€ так, будто сделаны были буквально вчера.
ƒа и сам Ѕоццетто, в отличие от многих своих сверстников, посто€нно держит руку на пульсе. ќн, возможно, единственный из того поколени€ режиссеров, занимаетс€ сегодн€ компьютерной анимацией (работает в 3D и флеше), показывает свои фильмы в »нтернете и имеет очень хороший сайт (www.bozzetto.com), на котором можно подробнее узнать о режиссере и его работах.









Ѕольшой фестиваль мультфильмов


тел. +7 499 7633589
multfest@gmail.com