В этом году нашу «литературную» спецпрограмму мы посвятили Даниилу Хармсу (1905-1942), парадоксальные стихи и проза которого буквально созданы для анимации. Кстати, Хармс и сам имеет самое прямое отношение к этому искусству – первый отечественный звуковой мультфильм – «Почта» Михаила Цехановского (1930) – шла в конферансе Хармса, им же озвученная. До перестройки в России снимали мультфильмы только по детским стихам Хармса. Так что первую, очень веселую подборку (самый ранний фильм из которой снят в начале 70-х), мы адресуем детям. В ней можно обнаружить много интересного, например, стихотворение про «Опасную прогулку» в фильме Алены Оятьевой читает Гарик Сукачев, сценарий для «Плюха и Плиха» писал Юрий Коваль, а малоизвестный набросок Хармса «Кантата «Спасение» в дипломном фильме Марии Литвиновой превратилось в настоящую, хоть и пародийную оперу на музыку Андрея Семенова.
Но вторая, взрослая, программа, выглядит куда печальнее и саркастичнее. Эти фильмы сняты в постперестроечные годы, главным образом по прозе Хармса (причем, чаще всего режиссеры в одном фильме использовали сразу несколько коротеньких рассказов). Разве что картина Константина Голубкова «Дворник на луне», навеяна стихотворением «Постоянство веселья и грязи». В 90-е годы с помощью маленьких рассказов Хармса режиссеры выясняли отношения с тоталитарным прошлым страны, в фильме Алексея Туркуса «Случаи» действуют персонажи с советских плакатов, а аптекарь – ни дать ни взять Ленин. Впрочем, это происходило не только с отечественными режиссерами. В последние годы фильмы по Хармсу уже не так связывают его тексты с трагическим временем, а скорее стараются разыграть их в традициях абсурдистского юмора, как в цикле к юбилею Петербурга по анекдотам о писателях.
БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ