ѕ–ќ√–јћћџ

ћќ— ¬ј 2011

»ћ≈Ќј



јЌƒ–≈… ’–∆јЌќ¬— »… (–осси€). ∆ил-был  оз€вин

–етроспективе анимационных фильмов јндре€ ёрьевича ’ржановского, одного из самых известных российских режиссеров, мы посв€щаем целых 5 программ.
’ржановский дебютировал как режиссер в 1966 году, ему было 27 лет, и, пожалуй, не только по возрасту, но и по художническому складу его можно назвать насто€щим шестидес€тником. ≈го эстетические поиски лежали в русле открытий всего нонконформистского искусства тех лет Ц с той же протестностью, метафоризмом, иронией, соединенной с патетикой, и попыткой восстановить утраченную св€зь с мировым искусством. ’ржановский был своим в кругах неофициального искусства и приглашал работать в своих фильмах авторов, которые были знаковыми фигурами дл€ своего времени: сценариста √еннади€ Ўпаликова, художников ёло —оостера и ёри€ Ќолева-—оболева, композитора јльфреда Ўнитке и ¬ладимира ћартынова, актеров —ерге€ ёрского и »ннокенти€ —моктуновского.

ѕервый показ из ретроспективы јндре€ ’ржановского мы посв€тим его картинам с протестными, политическими обертонами, его так называемой, Ђгражданской лирикеї, а завершим посв€щенной »осифу Ѕродскому картиной Ђѕолтора котаї.
ѕервые фильмы ’ржановского были притчами. ≈го саркастический Ђ∆ил-был  оз€винї, с которого мы и начнем наш показ, рассказывал о чиновнике, который по приказанию начальства найти некоего —идорова, шел, словно машина, в направлении, указанном шефом, все пр€мо и вперед, через города, пустыни и мор€. ќн равнодушно прошибал стены и горы, разруша€ и топча все на своем пути, пока, обойд€ вокруг земного шара, не возвращалс€ в свое учреждение, чтобы сказать, что —идорова не нашел. √овор€т, после этого фильма, советские физики стали называть пр€молинейное равномерное движение Ђэффектом  оз€винаї.
јллегори€ тупого разрушител€  оз€вина с государственной машиной была настолько очевидной, что зрители не могли представить себе, как этот фильм могла пропустить цензура. «ато второй знаменитый фильм-притчу ’ржановского Ђ—текл€нна€ гармоникаї цензура уже Ђзаметилаї и положила Ђна полкуї на целые 20 лет. ‘ильм-аллегори€ о судьбе искусства (игра на стекл€нной гармонике делала людей возвышенными и прекрасными, но власть убивала музыканта, и город становилс€ скопищем уродов, до тех пор, пока через много лет туда не приходил новый музыкант со стекл€нной гармоникой), весь был построен на превращении образов мировой живописи. Ётого раньше почти не было в русской анимации (впрочем, элементы такого цитировани€ были и у ’итрука, и в Ђ оз€винеї: чиновник разрушал мир, населенный де€тел€ми искусства, вз€тыми со знаменитых портретов). ¬ Ђ√армоникеї заколдованные равнодушным Ђчеловеком в котелкеї ћагритта, уродливые хари средневекового искусства Ц Ѕосха, Ѕрейгел€, јрчимбольдо и страшилища √ойи, превращались в возвышенные лики с возрожденческих полотен ƒюрера, ѕинтуриккио и Ёль √реко под музыку Ўнитке, который всю эту изобразительную разность соедин€л с помощью музыкальной полистилистики.
‘ильм ЂЎкафї из сборника Ђ алейдоскоп-71ї, сн€тый, соответственно, в 1971-м году, уже вполне отражал советские политические заморозки после прежних надежд, эскапизм и уход бывших шестидес€тников во Ђвнутреннюю эмиграциюї. ¬ этом фильме человек, живший в просторной комнате, переезжает со всем своим скарбом в огромный шкаф, вешает на стену картину, изображающую вид из окна, и закрывает за собой дверь.
Ђѕолтора котаї - был сн€т как эскиз к полнометражному фильму об »осифе Ѕродском. Ќо в результате фильм Ђѕолторы комнатыї, который вышел недавно и с успехом идет по фестивал€м, оказалс€ совсем другим и Ђѕолтора котаї теперь можно считать вполне самосто€тельным произведением на темы Ѕродского.

¬о вторую программу ретроспективы собраны детские фильмы, начина€ с фантастической ЂЅабочкиї на музыку Ўнитке (тут мальчику, поймавшему бабочку, приснилось, что он сам стал пленником огромной бабочки), затем фильму по басн€м  рылова, которые читают јлексей √рибов и Ёраст √арин, тоже с музыкой Ўнитке, а еще с участием ансамбл€ Ђћадригалї. ¬ы увидите английские стихотворные парадоксы: Ђƒом, который построил ƒжекї, с голосом »гор€ »льинского и музыкой ¬ладимира ћартынова и Ђ оролевский бутербродї с голосом јркади€ –айкина и музыкой в исполнении рок-группы Ђ÷ентрї с ¬алентиной ѕономаревой. ‘ильм Ђƒень чудесныйї, открывает пушкинский цикл ’ржановского (хот€ ѕушкин и его рисунки уже были геро€ми фильма Ђ¬ мире басенї). ј в фильме Ђƒень чудесныйї режиссер оживл€ет рисунки с выставки Ђѕушкин глазами детейї снова под музыку ¬ладимира ћартынова.

“реть€ часть ретроспективы состоит из двух получасовых фильмов. ѕечальна€ циркова€ сказка “онино √уэрры ЂЋев с седой бородойї, сн€та на рисунки —ерге€ Ѕархина (фильм этот получил множество призов, начина€ от ЂЌикиї и заканчива€ призами разнообразных международных фестивалей).  стати, озвучивал фильм сам “онино √уэрра, а звучит в нем знаменита€ музыка Ќино –ота и јстора ѕь€ццолы. Ђƒолгое путешествиеї посв€щен ‘едерико ‘еллини и сделан по его рисункам (в том числе и его эротической графике). —ценарий к нему ’ржановский тоже писал вместе с “онино √уэрра, к тому же √уэрра, нарисованный ‘еллини - и сам персонаж и рассказчик в этом фильме. ¬ этой истории, котора€ рассказана, как сон √уэрра, ‘еллини вместе со всеми своими персонажами и ƒжульеттой ћазина отправл€ютс€ на корабле к ќчарованному острову. “ам все выход€т на берег кроме двоих - ‘едерико ‘еллини и ƒжульеты ћазины. »х путешествие продолжаетс€.

„етверта€ часть ретроспективы Ц полнометражный фильм ЂЋюбимое мое врем€ї, в котором јндрей ёрьевич соединил все три картины своей знаменитой пушкинской трилогии.
ѕервой из них была сн€та€ за дес€ть лет до этого получасова€ лента Ђя к вам лечу воспоминаньемЕї, где использовались ожившие рисунки ѕушкина, а черновики его писем и стихов разлетались как листь€, свивались в узоры на льду и фигуры людей. —остав авторов этой картины был впечатл€ющим: художниками-постановщиками в том фильме были ёрий Ѕатанин и ¬ладимир янкилевский, музыку писал јльфред Ўнидке, операторы —ветлана  ощеева и »горь —кидан-Ѕосин, стихи и прозу ѕушкина читали »ннокентий —моктуновский и —ергей ёрский. —ледующий, тоже получасовой пушкинский фильм Ђ» с вами снова €Еї был еще богаче: в нем звучала народна€ музыка и пение в исполнении ансамбл€ под управлением ƒмитри€ ѕокровского, одним из аниматоров, нарисовавшим целиком несколько сцен, был ёрий Ќорштейн, он же участвовал и в озвучании фильма нар€ду с актерами. “ретий фильм цикла, сорокаминутна€ Ђќсеньї, была сн€та уже в 1982-м году.

ѕоследн€€, п€та€ программа ретроспективы ’ржановского, двухчастна€ ЂЎкола из€щных искусствї, состоит из картин Ђѕейзаж с можжевельникомї и Ђ¬озвращениеї. ‘ильмы, сн€тые в конце восьмидес€тых по рисункам и живописи умершего товарища, художника ёло —оостера, были неожиданными дл€ отечественной анимации, даже после картин, которые ’ржановский снимал по рисункам ѕушкина. ƒело в том, что знаменитый эстонец —оостер (один из главных героев московского нонконформистского искусства, разгромленный ’рущевым на знаменитой ћанежной выставке и зарабатывавший вместе с »льей  абаковым рисунками в научно-попул€рных журналах) Ц т€готел к сюрреализму. » фильмы ’ржановского, соединившие живопись и графику —оостера с документами и натурными съемками, естественно следовали за причудливой фантазией художника, а вместе с тем рассказывали о том круге художников, создававших новое, неподцензурное искусство.




ƒ∆ќјЌЌј  ”»ЌЌ (¬еликобритани€). "ƒевичник"

от 16 лет
ћногие называют ее ѕлимптоном в юбке. —равнение это и впр€мь напрашиваетс€: фильмы британского режиссера ƒжоанны  уинн обладают той же зрительской прит€гательностью, характеризуютс€ почти таким же брутально-абсурдистско-искрометным юмором и эпатирующей откровенностью, затрагивают темы секса и эстетизируют вульгарное. ¬ то же врем€ короткометражки  уинн очень отличаютс€ от фильмов ѕлимптона. ≈сли он делает зачастую фильмы-комиксы, то ƒжоанна Ч мультипликатор до мозга костей. ƒл€ нее основные выразительные средства Ч это движение и мимика персонажей, монтаж, высочайшего художественного качества графика. Ќесмотр€ на современность кино€зыка и актуальность тем, ƒжоанна и сегодн€ почти не использует в своих фильмах компьютер, рису€ все от руки карандашами на кальке, и рукодельна€ трудоемкость придает ее фильмам особенное очарование.
¬се эти замечательные качества работ ƒжоанны неоднократно отмечались и кинокритиками, и кинопреми€ми. “ак за свой дебют Ђƒевичникї она получила 3 награды на фестивале в јннеси, детский фильм  уинн Ђ«наменитый ‘редї был номинирован на премию Ђќскарї, а последн€€ работа Ђћечты и желани€ Ч семейные узыї получила в общей сложности 14 высочайших международных наград, включа€ приз жюри и приз зрительских симпатий на том же јннеси и самую престижную европейскую премию Cartoon DТOr за 2006 год. Ќа фестивале будет показана полна€ подборка взрослых фильмов ƒжоанны, а сама режиссер расскажет об их создании и ответит на вопросы зрителей.




ѕ≈“– ƒ”ћјЋј (ѕольша)

ќт 16 лет

ѕетр ƒумала Ц один из тех выдающихс€ режиссеров анимации, что сами создают дл€ себ€ рабочие инструменты и придумывают собственные техники. —пециализацией ƒумалы стала анимаци€ образов, нарисованных на гипсовых плитах, к чему он пришел еще во врем€ учебы на факультете консервации јкадемии из€щных искусств в ¬аршаве, где занималс€ консервацией камн€.
–абота€ в этой технике, художник создал свои главные фильмы: Ђ ротка€ї (1985) по ƒостоевскому, Ђ—теныї (1987), Ђ‘ранц  афкаї (1991), а также Ђѕреступление и наказаниеї (2000) Ц естественно, тоже по ƒостоевскому. Ёти ленты представл€ют темное, фрейдовское видение мира, в котором из душ героев выход€т на свет различные кошмары. ќднако в творчестве ƒумалы есть и другое направление Ц ироническое, шутливое, порой окрашенное черным юмором.   этой группе относ€тс€ такие работы, как Ђ„ерна€ шапочкаї (1983), ЂЅеспокойна€ жизнь ¬селеннойї (1986) и Ђƒоктор ’арактерї (2010).
— недавнего времени ƒумала начал выходить за пределы традиционных кинематографических приемов в сторону так называемого Ђрасширенного киної. ¬ 2009 году на фестивале ЂЁра. Ќовые √оризонтыї во ¬роцлаве он продемонстрировал специально предназначенный дл€ проекции на стене здани€ суперпанорамный фильм ЂЅорьба, Ћюбовь и –аботаї, где, использу€ и множа мотивы, известные по живописи и пропагандистскому искусству, создал гипнотический анимационный балет на музыку јлександра Ѕаланеску.
—овершенно новое лицо ƒумалы открывает его первый полнометражный актерский фильм ЂЋесї. Ёто произведение неспешное, созерцательное, визуально скупое (черно-белые съемки), эстетское. –ежиссер подводит в нем итог своим отношени€м с отцом.
ќригинальное творчество ѕетра ƒумалы принесло ему множество международных наград и неоспоримую позицию в мире анимации.









Ѕольшой фестиваль мультфильмов


тел. +7 499 7633589
multfest@gmail.com