Международный фестиваль анимации


БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ

ИМЕНА

ПрограммаАНДРЕЙ ХРЖАНОВСКИЙ (Россия). Жил-был Козявин

Ретроспективе анимационных фильмов Андрея Юрьевича Хржановского, одного из самых известных российских режиссеров, мы посвящаем целых 5 программ.
Хржановский дебютировал как режиссер в 1966 году, ему было 27 лет, и, пожалуй, не только по возрасту, но и по художническому складу его можно назвать настоящим шестидесятником. Его эстетические поиски лежали в русле открытий всего нонконформистского искусства тех лет – с той же протестностью, метафоризмом, иронией, соединенной с патетикой, и попыткой восстановить утраченную связь с мировым искусством. Хржановский был своим в кругах неофициального искусства и приглашал работать в своих фильмах авторов, которые были знаковыми фигурами для своего времени: сценариста Геннадия Шпаликова, художников Юло Соостера и Юрия Нолева-Соболева, композитора Альфреда Шнитке и Владимира Мартынова, актеров Сергея Юрского и Иннокентия Смоктуновского.

Первый показ из ретроспективы Андрея Хржановского мы посвятим его картинам с протестными, политическими обертонами, его так называемой, «гражданской лирике», а завершим посвященной Иосифу Бродскому картиной «Полтора кота».
Первые фильмы Хржановского были притчами. Его саркастический «Жил-был Козявин», с которого мы и начнем наш показ, рассказывал о чиновнике, который по приказанию начальства найти некоего Сидорова, шел, словно машина, в направлении, указанном шефом, все прямо и вперед, через города, пустыни и моря. Он равнодушно прошибал стены и горы, разрушая и топча все на своем пути, пока, обойдя вокруг земного шара, не возвращался в свое учреждение, чтобы сказать, что Сидорова не нашел. Говорят, после этого фильма, советские физики стали называть прямолинейное равномерное движение «эффектом Козявина».
Аллегория тупого разрушителя Козявина с государственной машиной была настолько очевидной, что зрители не могли представить себе, как этот фильм могла пропустить цензура. Зато второй знаменитый фильм-притчу Хржановского «Стеклянная гармоника» цензура уже «заметила» и положила «на полку» на целые 20 лет. Фильм-аллегория о судьбе искусства (игра на стеклянной гармонике делала людей возвышенными и прекрасными, но власть убивала музыканта, и город становился скопищем уродов, до тех пор, пока через много лет туда не приходил новый музыкант со стеклянной гармоникой), весь был построен на превращении образов мировой живописи. Этого раньше почти не было в русской анимации (впрочем, элементы такого цитирования были и у Хитрука, и в «Козявине»: чиновник разрушал мир, населенный деятелями искусства, взятыми со знаменитых портретов). В «Гармонике» заколдованные равнодушным «человеком в котелке» Магритта, уродливые хари средневекового искусства – Босха, Брейгеля, Арчимбольдо и страшилища Гойи, превращались в возвышенные лики с возрожденческих полотен Дюрера, Пинтуриккио и Эль Греко под музыку Шнитке, который всю эту изобразительную разность соединял с помощью музыкальной полистилистики.
Фильм «Шкаф» из сборника «Калейдоскоп-71», снятый, соответственно, в 1971-м году, уже вполне отражал советские политические заморозки после прежних надежд, эскапизм и уход бывших шестидесятников во «внутреннюю эмиграцию». В этом фильме человек, живший в просторной комнате, переезжает со всем своим скарбом в огромный шкаф, вешает на стену картину, изображающую вид из окна, и закрывает за собой дверь.
«Полтора кота» - был снят как эскиз к полнометражному фильму об Иосифе Бродском. Но в результате фильм «Полторы комнаты», который вышел недавно и с успехом идет по фестивалям, оказался совсем другим и «Полтора кота» теперь можно считать вполне самостоятельным произведением на темы Бродского.

Во вторую программу ретроспективы собраны детские фильмы, начиная с фантастической «Бабочки» на музыку Шнитке (тут мальчику, поймавшему бабочку, приснилось, что он сам стал пленником огромной бабочки), затем фильму по басням Крылова, которые читают Алексей Грибов и Эраст Гарин, тоже с музыкой Шнитке, а еще с участием ансамбля «Мадригал». Вы увидите английские стихотворные парадоксы: «Дом, который построил Джек», с голосом Игоря Ильинского и музыкой Владимира Мартынова и «Королевский бутерброд» с голосом Аркадия Райкина и музыкой в исполнении рок-группы «Центр» с Валентиной Пономаревой. Фильм «День чудесный», открывает пушкинский цикл Хржановского (хотя Пушкин и его рисунки уже были героями фильма «В мире басен»). А в фильме «День чудесный» режиссер оживляет рисунки с выставки «Пушкин глазами детей» снова под музыку Владимира Мартынова.

Третья часть ретроспективы состоит из двух получасовых фильмов. Печальная цирковая сказка Тонино Гуэрры «Лев с седой бородой», снята на рисунки Сергея Бархина (фильм этот получил множество призов, начиная от «Ники» и заканчивая призами разнообразных международных фестивалей). Кстати, озвучивал фильм сам Тонино Гуэрра, а звучит в нем знаменитая музыка Нино Рота и Астора Пьяццолы. «Долгое путешествие» посвящен Федерико Феллини и сделан по его рисункам (в том числе и его эротической графике). Сценарий к нему Хржановский тоже писал вместе с Тонино Гуэрра, к тому же Гуэрра, нарисованный Феллини - и сам персонаж и рассказчик в этом фильме. В этой истории, которая рассказана, как сон Гуэрра, Феллини вместе со всеми своими персонажами и Джульеттой Мазина отправляются на корабле к Очарованному острову. Там все выходят на берег кроме двоих - Федерико Феллини и Джульеты Мазины. Их путешествие продолжается.

Четвертая часть ретроспективы – полнометражный фильм «Любимое мое время», в котором Андрей Юрьевич соединил все три картины своей знаменитой пушкинской трилогии.
Первой из них была снятая за десять лет до этого получасовая лента «Я к вам лечу воспоминаньем…», где использовались ожившие рисунки Пушкина, а черновики его писем и стихов разлетались как листья, свивались в узоры на льду и фигуры людей. Состав авторов этой картины был впечатляющим: художниками-постановщиками в том фильме были Юрий Батанин и Владимир Янкилевский, музыку писал Альфред Шнидке, операторы Светлана Кощеева и Игорь Скидан-Босин, стихи и прозу Пушкина читали Иннокентий Смоктуновский и Сергей Юрский. Следующий, тоже получасовой пушкинский фильм «И с вами снова я…» был еще богаче: в нем звучала народная музыка и пение в исполнении ансамбля под управлением Дмитрия Покровского, одним из аниматоров, нарисовавшим целиком несколько сцен, был Юрий Норштейн, он же участвовал и в озвучании фильма наряду с актерами. Третий фильм цикла, сорокаминутная «Осень», была снята уже в 1982-м году.

Последняя, пятая программа ретроспективы Хржановского, двухчастная «Школа изящных искусств», состоит из картин «Пейзаж с можжевельником» и «Возвращение». Фильмы, снятые в конце восьмидесятых по рисункам и живописи умершего товарища, художника Юло Соостера, были неожиданными для отечественной анимации, даже после картин, которые Хржановский снимал по рисункам Пушкина. Дело в том, что знаменитый эстонец Соостер (один из главных героев московского нонконформистского искусства, разгромленный Хрущевым на знаменитой Манежной выставке и зарабатывавший вместе с Ильей Кабаковым рисунками в научно-популярных журналах) – тяготел к сюрреализму. И фильмы Хржановского, соединившие живопись и графику Соостера с документами и натурными съемками, естественно следовали за причудливой фантазией художника, а вместе с тем рассказывали о том круге художников, создававших новое, неподцензурное искусство.
03.11, четверг, 17:00, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
04.11, пятница, 10:30, ЦТИ «Фабрика» (Актовый зал)

ЖИЛ-БЫЛ КОЗЯВИН

Андрей Хржановский, 1966, СССР

СТЕКЛЯННАЯ ГАРМОНИКА

Андрей Хржановский, 1968, СССР

КАЛЕЙДОСКОП-71 (вып.2). ШКАФ

Андрей Хржановский, 1971, СССР

ПОЛТОРА КОТА

Андрей Хржановский, 2002, Россия