Международный фестиваль анимации


БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

МОСКВА 2009

ЗАКАЗНАЯ АНИМАЦИЯ. Клипы

от 12 лет

Две подборки российской заказной анимации с 90-х годов прошлого века и до сегодняшнего дня, по-своему уникальны. Именно прикладная анимация - музыкальные клипы (которым мы отвели целую программу), реклама, телевизионные заставки и образовательные фильмы, в большей степени, чем авторское кино оказывается отражением времени. Ведь чаще всего результат в заказных работах зависит не только от таланта режиссера и художника, но и от требований заказчика, его представлений о прекрасном и модном, и от того, что в тот момент было принято на телевидении, для которого главным образом и снимают эти ленты. Конечно, мы для показа на фестивале выбрали лучшие работы, то есть те, где заказчик дал режиссеру максимальную свободу (есть в этой подборке и несколько клипов, снятых вовсе без заказа, а как авторское кино), и, тем не менее, программы эти выглядят путешествием по времени.

Программу музыкальных клипов мы начинаем с работ одного из самых наших знаменитых клипмейкеров - Рината Газизова. Петербуржец Газизов, теперь живущий в Калифорнии, много работал с популярными исполнителями: Филиппом Киркоровым, Натальей Королевой, Анжеликой Варум, Дмитрием Маликовым. Программа открывается клипом «Зайка моя» 1996-го года и клипами на песни Валерия Меладзе и Николая Фоменко. Еще один режиссер, очень много работающий с заказной анимацией – Дмитрий Резчиков. Мы покажем три его клипа, сделанных в совершенно разном стиле, начиная со знаменитого ролика «Элис». В этой программе будут фильмы, снятые еще в 90-х на студии «Пилот» Александром Татарским и Алексеем Алексеевым с использованием легендарных «пилотовских» персонажей, и один из последних - совсем недавно пилотовец Андрей Кузнецов снял для интернета «бесконечный» ролик «Арам-зам-зам».

У многих клипов есть история: «Люба» Ивана Максимова может считаться авторским фильмом, поскольку режиссер его доделал после того, как заказчики от него отказались (нередкая история для авторов заказной анимации). По просьбе группы «Мумий Тролль» Андрей Золотухин из материала своего авторского фильма «Колыбельная» смонтировал клип на песню «Молодость», Алексей Туркус снял маленький музыкальный фильм с песней Ларисы Долиной в виде поздравительной открытки от ее мужа, Борис Казаков сделал клип на песню Виктора Цоя «Саша», используя рисунки музыканта, специально для фильма о певце «Просто хочешь ты знать». Есть в нашей программе и клипы на музыку иностранных исполнителей: силуэтные ролики живущего в Америке Алексея Будовского и учебная работа «I like birds» Владимира Посохина в питерском Университете кино и телевидения.

В качестве сюрприза для российских зрителей в конце программы мы покажем совсем свежую работу украинского режиссера Адриана Сахалтуева, много работающего с отечественными заказчиками на песню «Вова рулит» группы DressCode.

Вторая подборка заказной анимации, где собраны реклама, телезаставки и образовательные фильмы, еще разнообразнее. В ней мы собрали прикладные работы цвета отечественной анимации: Юрия Норштейна, Александра Петрова, Константина Бронзита, Ивана Максимова, Дмитрия Геллера, Елены Черновой, социальные ролики Андрея Бильжо, рекламу и заставки молодых, но уже известных режиссеров Зои Киреевой, Юлии Ароновой, Светланы Андриановой, Алены Оятьевой, Степана Бирюкова, Алексея Почивалова. Есть целый ряд отечественных режиссеров, чья профессиональная репутация очень высока, несмотря на то, что они почти не снимают авторское кино, а главным образом работают в прикладной анимации. Кроме авторов, о которых мы упоминали в связи с нашей первой подборкой, таковы питерские режиссеры и художники Дмитрий Высоцкий и Андрей Сикорский – в программе будет и их реклама, и заставки, и образовательное кино, и ленты, снятые по заказу интернет-компаний. Константин Голубков хорошо известен рекламой «Пива Пит» со смешным героем пивоваром Иваном Тарановым, кроме нее в нашу подборку войдет еще несколько его призовых работ, одна из которых даже открывала парижскую «Ночь пожирателей рекламы» Бурсико.

ГОГОЛЬ В АНИМАЦИИ

Собирая программу мультфильмов, посвященную юбилею Николая Васильевича Гоголя, мы старались, чтобы картины в нее попали как можно более разные и не самые популярные, поэтому, в частности, решили не включать в нее известную всем дилогию сестер Брумберг конца сороковых–начала пятидесятых годов: «Ночь перед Рождеством» и «Пропавшая грамота». Нашу подборку мы начинаем с фильма «Нос» великого режиссера и художника Александра Алексеева. Русский по происхождению, Алексеев вскоре после революции эмигрировал во Францию, и уже там изобрел легендарный «игольчатый экран», с помощью которого и создавалась уникальная графика всех его картин. Фильм «Нос» снят в 1963-м году.

Следующая лента – двухчастная картина «Похождения Чичикова» (серии «Ноздрев и Манилов») – снята уже в 1974-м году Борисом Степанцевым, знаменитым постановщиком фильмов про Карлсона. Поэму Гоголя Степанцев сделал кукольной, с гротескными большеголовыми героями и основательными декорациями. Этот фильм, как и «Нос» Алексеева, вполне традиционно следует за текстом писателя, а вот следующая картина программы – «Нос майора», снятая Михаилом Лисовым в 1997-м году на студии «ШАР», – уже была весьма вольной фантазией. В изображении русского абсурда она парадоксально добавляла к Гоголю тексты Хлебникова с Хармсом и широко использовала компьютерные технологии. Ну и последний фильм гоголевской программы – недавняя кукольная экранизация «Старосветских помещиков» под названием «Он и Она». Маленькую повесть о двух стариках Мария Муат превратила в нежные и печальные воспоминания об ушедшей жизни и любви.
Еще одну картину по Гоголю в рамках «Большого Фестиваля Мультфильмов» можно будет увидеть на мастер-классе Юрия Норштейна, где он покажет свою неоконченную версию «Шинели».

XVII ФЕСТИВАЛЬ "ОКНО В ЕВРОПУ" (Россия). ЛУЧШЕЕ

«Окно в Европу» - это фестиваль российского кино, который ежегодно проходит в городе Выборге. Каждый год демонстрируется более 100 картин в различных секциях, включая ретроспективы. Помимо показов, на фестивале проходят творческие встречи, круглые столы, мастер-классы, пресс-конференции. «Окно в Европу» - это единственный в России фестиваль, где в отдельных равноправных конкурсах представлены все виды кинематографа: игровые, документальные и анимационные фильмы. Девиз фестиваля: «Российское кино – прогноз на завтра».